АРМЯНСКИЙ ОБРЯД - Страница 7

Архиепископ Тарсский Нерсес Ламбронаци писал киликийскому царю Левону II (вторая половина XII в.) о том, что он заменил принятую до того практику соединения третьего, шестого и девятого часов совершением каждого часа отдельно в своё время, чтобы довести общее количество дневных служб до семи. В то же время исследователям известно, что ещё при католикосе Ованнесе Одзнеци утвердилась восьмичастная структура суточного круга. Споры о том, какое число служб более правильное (семь или восемь), велись армянскими богословами-литургистами на протяжении всего Средневековья: философ, верховный вардапет Григор Татеваци (ум. в 1409 г.) в «Книге вопрошений» объяснял, почему прежде было семь служб, а ныне – восемь, и какое богословско-символическое значение имеет этот вопрос. Впоследствии число суточных служб увеличилось до девяти: ночная и утренняя службы, служба часа восхода солнца, третий, шестой, девятый часы, вечерняя служба, служба мирного часа и служба часа покоя. Ф. Конибир издал по рукописям XIII–XVII вв. последования девяти (десяти) служб: ночного часа, утреннего часа, часа восхода, третьего, шестого и девятого часов, вечернего часа (и чина благословения трапезы), часа мира и часа покоя. Исследователи говорят, что, судя по литургическим комментариям, службы часа восхода, часа мира и часа покоя появились позже других: службы часа восхода и часа мира (вторая под названием «одиннадцатый час») впервые засвидетельствованы в комментариях Нерсеса Шнорали (XII в.), служба часа покоя появилась ещё позднее. Основу служб суточного круга составляет Псалтырь, разделённая на восемь «канонов». Каждый «канон» разделён, в свою очередь, на семь частей по два–шесть псалмов, в конце каждой части – «Слава: И ныне:». Соответственно системе осмогласия, издревле принятой в ААЦ, каждый канон пелся на определённый глас: первый «канон» – на восьмой глас, второй – на первый глас, третий – на второй глас и т.д. Первоначально после каждого «канона» пели одну из библейских песней: Исх. 15:1–19; Втор. 32:1–21; Втор. 32:22–38 и 39–43; 1 Цар. 2:1–10; Ис. 26:9–20; Ис. 38:10–20; Ис. 42:10–13; 45:8 и Иона. 2.3–10; Авв, 3:2–19. Позднее библейские песни были вытеснены гимнами армянских авторов. В составе служб содержатся разные виды песнопений и молитв. Наряду с шараканами и кцурдами (гимнографические жанры) здесь также встречаются так называемые «мелодизированные проповеди» – кароз (проповедь), часто надписанные именем католикоса Ованеса I Мандакуни (конец V в.) и других древних армянских гимнографов (Конибир переводит этот термин как «proclamation» или «homily», М.Н. Скабалланович – «поучение», указывая, что это слово обозначает любое молитвословие, произносимое диаконом). Кароз часто заканчивается аккламацией народа «Господи, помилуй» или другой подобной. По способу исполнения этот жанр представляет собой нечто среднее между распевным чтением и другими, более развитыми, формами псалмодии. Краткие прошения (ектении) произносятся диаконом, более пространные, в форме молитвы или гимна, либо всеми клириками вместе, либо одним священником. Другим жанром является малтанк (букв. увещание), краткая молитва на определённый глас, часто поющаяся после второй части молитвы священника, следующей за возгласом «Мир всем».

 



 
PR-CY.ru