АРМЯНСКИЙ ОБРЯД - Страница 6

12) пение молитвы «Отче наш» (в конце которой священник прибавляет так называемый эмболизм – дополнительное прошение); 13) молитва главопреклонения; 14) возношение Святых Даров с возглашением «Святая – святым» и ответная аккламация народа «Един Свят, Един Господь» (как в византийском обряде); 15) возглас диакона «Благослови, отец святой, истинного Бога» и три благословения священником Бога с ответами народа «Аминь», в конце священником прибавляется славословие, на что народ отвечает аккламацией, прославляя святость Бога; 16) молитва священника (равная византийской молитве); 17) преломление Святого Хлеба и соединение Тела и Крови (омочение части Хлеба Вином), сопровождаемое молитвой; 18) несколько возглашений священника и диакона; 19) причащение священника и диакона (завеса в это время закрыта): хор поёт стихи псалмов и краткие песнопения с припевом «Аллилуия»; перед причащением священник погружает часть Святого Хлеба в чашу, говоря: «Исполнение Духа Святого» (как в византийской литургии), далее читаются три молитвы, и священнослужители причащаются; 20) причащение мирян: завеса открывается, диакон возглашает: «Со страхом Божиим и верою приступите и причаститесь с чистым сердцем», хор отвечает словами Пс. 117:27а, 26 (как в византийском обряде), верующие причащаются (священник влагает в уста причастников частицу омоченного Кровью Тела); 21) священник благословляет народ (словами Пс. 27:9); 22) благодарение: хор поёт: «Мы наполнились благодати Твоей, Господи», священник тихо читает три кратких благодарственных песнопения и потребляет Дары, диакон возглашает два прошения, хор поёт гимн «Благодарим Тебя, Господи», священник читает благодарственную молитву, умывает руки и отирает потир; 23) священник с Евангелием в руках исходит в центр храма и читает молитву (равную византийской заамвонной молитве; молитва разделена на прошения, после которых народ восклицает «Аминь»), хор трижды поёт «Буди Имя Господне» (как в византийском обряде); 24) священник читает молитву «Исполнение закона и пророков» (равной молитве в сосудохранительнице византийской литургии Иоанна Златоуста); 25) после нескольких возгласов читается так называемое последнее Евангелие (т.е. начальные стихи Евангелия от Иоанна – заимствование из римского обряда); 26) священник благословляет Евангелием народ, все верующие подходят целовать Евангелие и принимают от диакона мас, частицу благословенного хлеба (аналог византийского антидора), хор поёт псалом 33 (как в византийском обряде); 27) священник разоблачается и заканчивает службу чтением «Отче наш». Службы суточного круга армянского обряда (как и восточно-сирийского обряда), в основном, сохранили свой древний кафедральный характер. Помимо литургических рукописей источниками по истории древнего суточного богослужения являются также сочинения средневековых комментаторов: католикоса Ованнеса Одзнеци (около 650 – 728 гг.; «О службах Церкви», «Соборное речение» и другие фрагменты), Степаноса Сюнеци (около 680 – 735 гг.; «Толкование на Божественную службу»), епископа Хосрова Великого (Андзеваци; середина X в.; «Книга, называемая Толкование на молитвы»), Григора Нарекаци (X в.; краткий трактат о суточном круге), католикоса Нерсеса Шнорали (середина XII в.; описание служб в монастырях Макеноц и Тегеник), Григора Хлатеци (начало XV в.; трактат о суточных службах).

 



 
PR-CY.ru