АРМЯНСКИЙ ОБРЯД - Страница 4

В одной рукописи середины XVII в. последование полуденного часа приводится без надписания в конце девятого часа в следующем составе: евангельские чтения (Мф. 5:1–12; Мк. 3:13–19; Лк. 14:12–15; Ин. 10:11–16), Никейский Символ веры, молитва Григория Просветителя «Прославим Сущего прежде веков...», прошения (частично совпадают с византийской просительной ектенией), молитва «Отче наш», аккламация «Один Свят, один Господь...», славословие Пресвятой Троицы в виде диалога священника и клирика («Благословен Отец Святой, истинный Бог» – «Аминь»), который заканчивается молитвой, сходной с читаемой священником в конце византийской литургии Иоанна Златоуста, стих Пс. 33:2, произносимый диаконом, и ответное благословение священника. Основная особенность евхаристического богослужения ААЦ – совершение литургии на вине, не разбавленном водой (здесь армянская практика не имеет себе аналогов), и на опресноках (в этом армянская практика находит соответствие католической). Эта особенность армянского богослужения была одним из главных моментов критики со стороны православных, видевших в ней выражение аполлинарианских, монофизитских и афтартодокетистских взглядов. Армянские авторы обычно говорят об этой особенности как о благочестивой местной традиции, но многие исследователи полагают, что эта особенность, действительно, была сознательно введена в армянское богослужение в целях противопоставления армянской богослужебной практики практике христиан-халкидонитов. В армянской традиции не принято сослужение за литургией нескольких священников – евхаристия всегда совершается только одним из них. Священник может совершить в день только одну литургию, на одном престоле в день не может совершаться более одной литургии. В церкви всегда хранятся запасные Святые Дары. Чинопоследование Божественной литургии ААЦ разделяется на три части: подготовительную, которая соответствует византийскому протесису (т.е. проскомидии), Полуденный час (т.е. литургия оглашенных), Чистая Жертва (т.е. литургия верных). Служба совершается только на одной просфоре круглой формы. Причастие происходит под двумя видами, частицами Тела Христова, омоченными в Святой Крови. Детей, принявших крещение, причащают не так, как в православной церкви, влагая в уста каплю Святой Крови, а касаясь губ младенца частицей Святых Даров (так называемое причащение губами). Порядок подготовительной части: 1) чтение священником молитвы «Отче наш» и дополнительного прошения; 2) облачение священника и диакона в ризнице (при надевании одежд священник произносит особые стихи, аналогичные тем, что существуют в византийской и римской практике), хор в это время поёт песнь на облачение; 3) accessus ad altare, состоящее из: а) умовения рук священником; б) нескольких прошений; в) общего покаянного чина, заимствованного из римской мессы (первые слова: «Исповедую пред Богом» – перевод лат. «Confiteor...»); г) восхождения священника и диакона на ступень св. престола при пении псалмов 99 и 42 и чтении особой молитвы; д) чтения двух молитв Григора Нарекаци); 4) приготовление евхаристических хлеба и вина. Последняя часть является заимствованием из византийского евхаристического чина, её порядок: а) завеса алтаря, если есть, закрывается; приготовление даров происходит на жертвеннике или на самом престоле; во время приготовления даров хор поёт гимн; б) священник возлагает на дискос хлеб и вливает в потир вино, при этом читаются слова: «В воспоминание...» – слова, аналогичные тем, что звучат на византийской проскомидии; в) священник читает надписанную именем Иоанна Златоуста и совпадающую с византийской молитвой протесиса молитву «Боже, Боже наш, пославший в пищу»; г) дары покрывают покровом при чтении псалма 92; д) священник благословляет дары со словами из Евангелия от Луки (1:35); е) приносится кадило, и священник читает взятую из византийской литургии молитву «Кадило Тебе приношу»; ж) совершается каждение, хор поёт гимн на каждение; завеса открывается.

 



 
PR-CY.ru