АРИЛЬЕ

АРИЛЬЕ – селение у впадения реки Велики-Рзав в реку Моравица близ Пожеги (Жичская епархия Сербской православной церкви), с церковью в честь преподобного Ахиллия, епископа Лариссы, воздвигнутой сербскими королями Драгутином и Стефаном Урошем II Милутином около 1295 г. В научной литературе существует мнение, что храм первоначально был посвящён сирмийскому священномученику Архилию (память 6 апреля), культ которого после перенесения в Преспу в конце Х в. из Фессалии мощей Ахиллия слился с его почитанием. В пользу этой гипотезы свидетельствует как звучание топонима, так и именование в ряде средневековых сербских рукописей ларисского святителя Архиллием (конец XIII – начало XIV вв.; последняя четверть XIV в.). Археологические раскопки свидетельствуют о существовании не позднее XII в. на месте храма крупного монастырского архитектурного комплекса. С 1219 г. в Арилье располагалась кафедра Моравичского епископа, с XIV в. по 1454 г. – митрополия. Исследователи предполагают, что в конце XIII – первой половине XV вв. при монастыре существовала книгописная мастерская, которой на основании косвенных свидетельств (тексты, посвящённые св. Ахиллию, дни памяти в месяцесловах и др.) Л. Василев атрибутирует не менее пяти сербских кодексов этого времени. После падения сербской деспотии в 1459 г. монастырь пришёл в запустение. Монашеская жизнь возродилась лишь век спустя, после восстановления в 1557 г. Печской патриархии при патриархе Макарии (Соколовиче). По данным на 1560–1595 гг., в обители проживало постоянно от одного до трёх насельников. В этот период монастырь становится значительным книгописным центром. Сохранилось три тома служебных Миней из комплекта, переписанного в 1565–1568 гг. при игумене Виссарионе иноком Никифором. В 1640 гг. были воздвигнуты два келейных корпуса. Во времена Австро-турецкой войны (1735 г.) монастырь был вновь опустошён, а храм одно время служил конюшней для турецких войск. В середине XIX в. церковь получила статус приходской. По архитектурным особенностям храм относится к рашской школе. Это – однонефное сооружение с пониженным трансептом, объединяющим боковые певницы и помещения диаконника и жертвенника, нартексом и полукруглой алтарной апсидой; над центральной частью возвышается купол, барабан которого опирается на кубическое основание; снаружи храм оштукатурен, по фасадам и вверху барабана аркатурный фриз. Наружный притвор был пристроен около 1300 г. В диаконнике расположен придел святителя Николая. Дата росписи храма, 1296 г., засвидетельствована в надписи в кольце под барабаном.

 



 
PR-CY.ru