АХИЛЛИЙ - Страница 2

Следующий из известных греческих канонов датируется XIV в. и принадлежит Антонию, Ларисскому архиепископу. Он был опубликован в 1761 г. в Венеции в майской Минее (переиздана в Афинах в 1952 г.) вместе с упомянутым каноном Иосифа. В XVIII–XIX вв. в Венеции и Лариссе был осуществлён ряд изданий служб Ахиллию. Перенесение его мощей в южнославянские земли после XIII в. обусловило появление как местной гимнографии Ахиллию, так и редакций уже имеющихся текстов. Так, например, варианты канонов Иосифа зафиксированы в сербской (середина XIII в.) и болгарской (XIV в.) рукописных Минеях. Известно несколько служб Ахиллию южнославянского происхождения. Служба, помещённая в праздничной Минее студийского типа (XIV в.), имеет, по мнению Климентины Илиевой Ивановой, болгарское происхождение и написана для храма, где почивали мощи святого, скорее всего, на Преспе. Ещё одна, полиелейная, служба сохранилась в майской хиландарской Минее (XV в.) иерусалимского типа и связана с Арилье. Канон этой службы предположительно написан на рубеже XIV–XV вв. книжником Никодимом из Тисманы. В 1962 г. Дж. Радойчичем по майской Минее (XV в.) были опубликованы ранее неизвестные тропарь и кондак Ахиллию. Позднее было доказано, что лист с этими текстами был изъят из другой, более поздней, рукописи Хиландарской коллекции – праздничной Минеи, содержащей полную службу Ахиллию. В древнерусских рукописях XI–XIII вв. служба Ахиллию не зафиксирована. Со сменой Студийского устава Иерусалимским память Ахиллия была постепенно вытеснена памятью св. Пахомия. В современной богослужебной практике Русской православной церкви и греческих церквей последование Ахиллия не поётся. В печатных Минеях, используемых ныне в греческих церквах, под 15 мая, по шестой песни канона утрени, помещён стишной синаксарь Ахиллия. Он обычно изображается как седовласый старец, с седой раздвоенной бородой средней длины, в традиционном для епископов облачении: в стихаре, фелони и омофоре; в руках Евангелие или развёрнутый свиток. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота (начало XVIII в.) он описан как «старец с закрученной бородой». Его изображения находятся в кафоликоне монастыря Осиос Лукас в Фокиде, 1030 гг.; в Палатинской капелле в Палермо, в Сицилии, 1150–1160 гг.; в церкви преподобного Ахиллия, епископа Лариссы, в Арилье, 1296 г.; в церкви св. Врачей в Кастории (конец XII в.); в церкви св. Таксиархов в Кастории (Греция), 1359 г.; в церкви святителя Николая в Псаче, около 1354 г. (Македония); в пещерной церкви монастыря Сретения в Метеорах (Греция), 1366–1367 гг.; в церкви Кремиковского монастыря (Болгария), XV в. и др. Образ Ахиллия встречается также среди отцов церкви в изображении Никейского собора.



 
PR-CY.ru