АТЕНИ СИОНИ - Страница 3

В конхах апсид, софитах окон и дверей роспись имитирует кладку; в больших тромпах – веерообразный рисунок, в конхах трёхчетвертных ниш – лучистые солнцеобразные фигуры. Доминантой аниконической росписи является большой красный крест в своде купола, символизирующий Христа Спасителя. На подкупольных выступах и архитравах угловых помещений изображены двенадцать процветших крестов, исполненных красной и белой красками, символизирующих двенадцать апостолов. Кресты нанесены на известковую штукатурку, которой была покрыта нижняя часть стен в интерьере вскоре после завершения строительства храма. На штукатурке сохранились многочисленные граффити. В 1090 гг. стены Атени Сиони были полностью покрыты живописью в технике секко. В тромпах изображены персонификации райских рек: Нила, Фисона, Тигра и Евфрата в виде юношей античного типа, возлежащих в волнах. В конхе алтарной апсиды – Богоматерь «Никопея» с Младенцем Христом, по сторонам – архангелы Михаил и Гавриил. Ниже представлены апостолы в молитвенных позах, обращённые к кресту, на стенах вимы композиция «Евхаристия». В нижнем регистре фронтально изображены монументальные фигуры святителей (Власия, Григория Богослова, Василия Великого, Афанасия Александрийского и др.), в проёме центрального окна – столпники Симеон Алеппский и Симеон Дивногорец, на выступах апсид – архидиакон Стефан Первомученик и св. Роман Сладкопевец. В своде вимы представлен медальон с погрудным образом Христа Пантократора, по обе его стороны – фигуры пророков и св. Иоанна Предтечи в рост. В южной апсиде располагаются сцены из апокрифического Жития Пресвятой Богородицы (14 сцен); в северной – праздничный цикл (11 сцен); в западной – композиция «Страшный Суд». В алтарной апсиде также представлены ктиторские изображения царя Давида IV Строителя и царского мцигнобартухуцеси (канцлера) епископа Чкондидского Георгия в предстоянии Спасителю, образ которого вписан в сегмент неба, царей Баграта IV и Георгия II, царицы Исдухт и феодала Сумбата, сына Ашота, обращённые к Богородице, представленной в сегменте неба. Изображение Сумбата из кларджетской ветви рода Багратиони, исконных владетелей Атени, вместо клдекарских эриставов из рода Багваши, – дополнительное свидетельство перемен, происшедших в стране в начале царствования Давида IV Строителя, который в 1093–1094 гг. взял в плен и выслал из страны Липарита Багваши. Роспись выполнена вскоре после этого события артелью живописцев.



 
PR-CY.ru