АХМАТОВА Анна Андреевна - Страница 4

К жанру молитвы-плача она обратилась в стихотворении «Причитание» (1922 г.), первые строки которого звучат как цитата из библейского псалма: «Господеви поклонитеся / Во Святем Дворе Его». К концу жизни А.А. Ахматова, обретя внутренний покой, стала воспринимать молитву и крест как источник жизни и для человека, и для природы в целом: «В каждом древе распятый Господь, / В каждом колосе Тело Христово, / И молитвы пречистое слово / Исцеляет болящую плоть» (1946 г.). Особое место среди её поэтических образов занимает смерть, которая изображается и как обыденное явление, и как переход в иной мир. Начиная с 1920 гг., после расстрела Н.С. Гумилёва, смерть ассоциируется с мученической кончиной, с предопределением заплатить смертью за поэтический дар. Лирическая тема смерти от любви сменяется в позднем творчестве размышлениями о страданиях и насильственной смерти многих соотечественников, чью судьбу она уподобляет крестным мукам Спасителя (поэма «Реквием»). Трагическая судьба современниц А.А. Ахматовой, вместе с ней простаивавших в очередях у тюрем в надежде хоть что-то узнать о своих близких, в «Реквиеме» сравнивается с участью Богоматери, явившей у подножия Креста Господня высшее смирение и покорность Божественной воле. Диптих «Распятие», завершающий поэму, символизирует преодоление земных страданий, духовную победу над смертью. С христианским пониманием смерти у неё связано и осознание собственного нравственного долга, необходимости жертвенного служения людям: «Я была тогда с моим народом / Там, где мой народ, к несчастью, был». Череда страданий как дорога к смерти и «последнему жилищу» изображена и в поэме «Путём всея земли» (1940 г.). В творчестве А.А. Ахматовой поэтический дар сближается с пророческим, она особенно почитала свою небесную покровительницу праведную пророчицу Анну (память 3 февраля). Пророчество о близком будущем России возникает в стихотворении «Июль 1914»: «одноногий прохожий» предсказывает войну и суровые испытания, одновременно уповая на помощь Богородицы. Около 1922 г. А.А. Ахматова посетила Оптину пустынь и встретилась с иеросхимонахом Нектарием (Тихоновым). В стихотворении «Предсказание» (1922 г.) она передала пророческие слова преподобного о том, что в будущем её ожидают страдания и «терновый венец». По мысли А.А. Ахматовой, страдания людей предваряют Страшный Суд и являются предуготовлением к историческому концу мира. Впервые разрушение мира упоминается в стихотворении «Первое возвращение» (1910 г.); в позднем её творчестве апокалиптические мотивы встречаются в «Поэме без героя» (1940–1962 гг.) и в стихах «Из «Дневника путешествия»» (1964 г.), но символизируют не гибель всего мира, а конец человеческой жизни, земного пути. В «Поэме без героя», опубликованной после смерти автора, А.А. Ахматова размышляет о прошлом, ищет путь к духовному очищению и признаёт творчество («победившее смерть слово») оправданием своей жизни. Её поэзия отличается многообразием и не сводится к православно-христианской тематике. Вместе с тем несомненно, что вера являлась для неё духовным ориентиром и одним из важнейших источников творчества.



 
PR-CY.ru