АРХИМАНДРИТИЯ

АРХИМАНДРИТИЯ – старший и важнейший монастырь в некоторых экономически и политически развитых древнерусских городах (епархиях) XII–XIV вв., настоятель которого носил титул архимандрита, возглавлял монашество этого города и имел определённые права вне своего монастыря, обладая авторитетом в глазах князя, городских властей и епископии. Наибольшее развитие институт архимандритии получил в Новгороде, где глава Юрьева монастыря не позднее 1194 г. (если здесь не позднейшая правка редактора Комиссионного списка Новгородской первой летописи; в более раннем Синодальном списке упоминания титула «архимандрит» нет) или 1226 г. получил титул «архимандрит новгородский» и выбирался на вече. Возглавить архимандритию, т.е. стать игуменами Юрьева монастыря, могли при этом игумены других новгородских монастырей, сохраняя настоятельство в своих монастырях. Должность новгородского архимандрита не была пожизненной, и через некоторое время (часто очень короткое) он переизбирался. Менее отчётливо архимандрития прослеживается в Киево-Печерском монастыре (с 1171 г.; по данным XVI–XVII вв., архимандрит Киево-Печерского монастыря избирался братией при участии «панов и земян» Киевской земли) и в Даниловом (основан до 1303 г.), а затем в Спасском на Бору монастырях (с 1330 г.) в Москве. Применительно к указанным московским монастырям в летописях употребляется и сам термин «архимандрития»: князь Иван Данилович Калита «приведе отътуду (из Данилова монастыря в Спасский) архимандритию ту и близь себе учини ю, хотя всегда в дозоре видети ю». Хотя титул архимандрита носили также настоятели старших монастырей других городов (владимирского в честь Рождества Пресвятой Богородицы, Авраамиева ростовского в честь Богоявления, ярославского в честь Преображения Господня), у исследователей нет сведений о каких-либо административных функциях этих монастырей, лишь известно, что из числа монахов Рождественского монастыря ставились игумены других владимирских монастырей.

 
PR-CY.ru