АВРААМИЙ (АВРАМИЙ) БОЛГАРСКИЙ

АВРААМИЙ (АВРАМИЙ) БОЛГАРСКИЙ (ум. в 1229 г.) – мученик (память 1 апреля, 9 марта – первого перенесения мощей, в четвёртую неделю после Пасхи (о расслабленном) – второго перенесения мощей и в Соборе Владимирских святых), «иного языка, не русского», как подчёркивает летописец. Основные сведения о святом содержатся в летописях и в литературных памятниках XVII в. Древнейший источник, сообщающий об Авраамии Болгарском, – Лаврентьевская летопись (XIV в.). Будучи богатым купцом, Авраамий Болгарский прибыл по торговым делам в город Булгар (Болгар), столицу Волжской Булгарии, где мусульмане настойчиво уговаривали его отречься от Христа; Авраамий Болгарский был непоколебим в своей вере и за это усечён мечом. Мощи святого были погребены русскими купцами на христианском кладбище в Булгаре; пишут, что вскоре в наказание «за кровь мученика Христова» город сгорел. Великий князь Владимирский Георгий Всеволодович повелел перенести тело Авраамия Болгарского во Владимир. Как сообщает летопись, благочестивый князь Георгий, Владимирский  епископ Митрофан с игуменами, княгинями и всеми людьми далеко за городом с великой честью встречали св. мощи, принесённые во владимирский Успенский Княгинин монастырь и положенные в приделе Благовещения Пресвятой Богородицы, где от них начали совершаться многочисленные чудотворения. Лаврентьевская летопись сообщает, что перенесение мощей произошло 9 марта 1230 г. (этот же день указан в святцах Симона (Азарьина) 1650 гг.; в более поздних источниках фигурируют 9 марта 1231 г.). Время местной канонизации Авраамия Болгарского неизвестно. По мнению Евгения Евстигнеевича Голубинского, местное празднование памяти мученика во Владимире или же только в Успенском монастыре началось сразу после принесения его мощей во Владимир. Однако сведения о почитании Авраамия Болгарского в рукописных святцах встречаются не раньше XVII в. Авраамий Болгарский особо чтился во Владимире, с XVII в. даже именовался великомучеником, его вериги возлагали на душевнобольных (пишут, что многие исцелялись), считался покровителем немощных младенцев. В середине XVII в. во Владимире был создан ряд агиографических памятников, посвящённых местно почитаемым святым, среди них «Мучение и похвала мученику Авраамию, Болгарскому и Владимирскому чудотворцу» (1762 г.); кроме того, стали записываться чудеса, происходившие от мощей святого. В рукописи XVII–XVIII вв. («Потом еще о чюдесех страстотерпца Аврамия слово предлежит к нам в духовное напоение, любезне празднующих его страстотерпческую память») имеется краткое указание на шесть недатированных чудес, преимущественно связанных с исцелением глазных болезней. В 1798 г. в Княгинином монастыре было написано или переписано с более древней рукописи Житие Авраамия Болгарского (к началу XX в. список был утрачен). Самое раннее из известных изображений Авраамия Болгарского датируется серединой XVII в., в описи Княгинина монастыря 1665 г. говорится: «Да на гробнице мученика Авраамия вновь образ круглый мученика Христова Авраамия на правой стороне у царских дверей Благовещенского придела». Сводный иконописный подлинник XVIII в. описывает иконографию Авраамия Болгарского так: «Подобием надсед, брада аки Никона чудотворца, риза княжеская, в правой руке крест. Нецые пишут рус, аки Козма; верхняя риза киноварная, средняя голубая, испод вохра».

 



 
PR-CY.ru