АЛБАНИЯ КАВКАЗСКАЯ - Страница 10

Датировки христианских храмов, фигурирующие в научной литературе, установлены на основе сопоставления их архитектуры и археологического материала с памятниками соседних стран (по критериям пространственных решений, убранства и строительной техники). Это обстоятельство не позволяет исследователям датировать албанские постройки ранее их ближайших аналогов в Центральных областях Армении и Грузии. «История страны Алуанк» Мовсеса Каланкатуаци (Дасхуранци) содержит сведения о возведении нескольких церквей и мартириев. Большинство из них связано с обретением и положением святых мощей и локализуется на правобережье Куры. Среди христианских центров известны Дарахоч и Сухар, где царём Вачаганом были обретены мощи Григория Просветителя, святых Гаяне (Гаиании) и Рипсиме (Рипсимии); Амарас, где были обнаружены мощи епископов Григориса, Захарии и Пандалеона и помещены в мартирии, рядом с церковью, основанной Григорием Просветителем; Дастакерт-Хнчик и Дютакан (резиденция царя Вачагана III), где хранятся частицы мощей Григориса и др. Тот же царь в монастыре Джрвштик (Елиша) установил мемориальную колонну над могилой апостола Елисея, на которой провёл остаток жизни принявший монашество один из придворных царя. В том же монастыре похоронен и сам царь Вачаган, обитель стала центром епархии. В VII в. в крепости Гардман князь, а затем правитель Албании Джеваншир построил богато украшенную церковь «для всей страны». При этом царе развернулась активная строительная деятельность. Исследователям известны и другие древние церкви и мартирии правобережной части Кавказской Албании. Они признают несомненным, что ещё в V–VII вв. существовали величественные соборы в резиденциях Албанских католикосов: Капалаке, Чоле и Партаве, а также храмы в центрах епархий (во второй половине VI в. их было восемь). Ко времени до IX–X вв. относятся упоминания о ряде монастырей (Гандзасар, Дадиванк, Гтчаванк и др.), однако сохранилась лишь усыпальница Григориса в Амарасе – полуподземное сооружение, оказавшееся под алтарём церкви постройки 1858 г. Структура усыпальницы, кладка из крупных, хорошо отёсанных блоков базальта и резной декор позволяют исследователям отнести её ко времени царя Вачагана III (489 г.). Не менее древним является комплекс полупещерных церквей у Ванкасара (Агдамский район Азербайджана). По мнению его исследователей, отдельные постройки относятся к первым векам н.э., т.е. к начальному периоду христианизации Закавказья. В то же время элементы декора, представляющие разные типы рельефных крестов, имеют аналоги с постройками IV–VII вв. Церковь на горе Ванкасар (Бешидаг) представляет собой купольный триконх типа свободного креста (9,70х8,30 м).

 



 
PR-CY.ru