АЛБАНИЯ КАВКАЗСКАЯ - Страница 7

Культура Кавказской Албании формировалась в русле развития общих для стран Закавказья исторических процессов. Сосуществование различных традиций предопределялось объединением в этом политическом образовании множества народностей. Ни в эпоху существования Албанского царства, ни в последующие столетия, судя по сохранившимся памятникам, на этой территории так и не сформировалось достаточно цельной культуры. Включение бывших областей Великой Армении (Арцаха и Утика на Правобережье Куры) в Албанское марзпанство Ирана положило начало смещению процессов развития культуры Кавказской Албании, чему способствовали и другие события V–VI вв.: упразднение царской власти, перенос центра марзпанства и католикосата в город Партав на правом берегу Куры, приход к власти армянской династии Михранидов. Эти обстоятельства требуют от исследователей иного по сравнению с предшествующим периодом понимания географических рамок развития христианской культуры этого образования, в пределах которого, начиная с V в., распространялась юрисдикция Албанской церкви. Понимание такого сложного, в некоторой степени условного явления, каким является культура средневековой Кавказской Албании (V–XI вв.), требует от исследователей сбалансированного обращения к памятникам разных областей страны и совокупного учёта факторов развития этнически неоднородной культуры на севере и северо-востоке Кавказской Албании, т.е. в исторической Албании и её прикаспийских землях – от Дербента на севере до устья Куры на юге (северная и восточная части современного Азербайджана, юг Республики Дагестан Российской Федерации, крайний юго-восток Грузии), а также армянской культуры на западе и юго-западе (территории, ограниченные с запада Курой, Араксом и восточной границей Армении, за исключением Лачинского района, а также часть марза Тавуш на северо-востоке современной Армении). При этом исследователям необходимо отказаться как от ставшего традиционного для очерков по истории искусства средневековой Кавказской Албании представления памятников лишь «собственно Албании», так и от принципа исследования памятников Арцаха и Утика конца V – XI вв. лишь в контексте армянской культуры. В то же время не представляется возможным рассматривать их только в рамках национальной культуры Азербайджана. На протяжении веков Кавказская Албания испытывала культурную экспансию владевших ею держав: Ирана, Византии, Арабского халифата. Значительным, особенно в восточных районах, оказалось влияние тюркоязычных племён, культура которых постепенно укоренилась и по сей день развивается на большей части территории исторической Кавказской Албании. Христианская культура сохранялась в ХХ в. лишь в отдельных анклавах, а с 1990 гг. – в Нагорном Карабахе и сопредельных районах.

 



 
PR-CY.ru