Словарь по христианству А АБО ТБИЛИССКИЙ - Страница 2

АБО ТБИЛИССКИЙ - Страница 2

Оно в значительной степени восполняет краткие и сухие сведения официальной истории Грузии («Картлис Цховреба»), содержит много живых картин эпохи и даёт выходящие за пределы «Картлис Цховреба» сведения относительно соседних с Картли стран – Абхазии (Абазгии), Хазарии, Византии и Аравии. «Мученичество» делится на четыре части («Наставление для благочестивого», «Крещение Або», «Мучение Або», «Похвала святому Або»), которые предваряет письмо католикоса Самуила VII, предлагающего Иоанну Сабанисдзе описать мучение Або Тбилисского, и ответом автора католикосу. По мнению исследователя Корнелия Кекелидзе, автор «Мученичества Або Тбилели» является высокопоставленным светским лицом, получившим прекрасное образование. В «Мученичестве» проводится мысль о необходимости национального возрождения Грузии в условиях арабской оккупации. Мученический подвиг Або Тбилисского, араба по происхождению и воспитанию, представляется автором как укор и назидание грузинам, «держащим христианскую веру 500 с лишним лет». В «Мученичестве» исследователями отмечается ряд заимствований: оформление текста – у Василия Великого («О Святых сорока мучениках, которые пострадали в г. Севастии»), учение об именах Божьих – из сочинений «Об именах Божих» «Ареопагитик»; композиция текста аналогична «Мученичеству Стефана Первомученика». Отмечается также, что автор также использовал грузинские Жития «Мученичество Шушаники» и «Мученичество Евстафия Мцхетского» (V в.). «Мученичество Або Тбилели» было популярно в Грузии и входило в древние литургические сборники «Мравалтави» («Многоглавы»). Существуют также синаксарные редакции Жития, которые неоднократно издавались. На месте сожжения Або Тбилисского был воздвигнут Метехский храм, где хранилась чудотворная икона Або Тбилисского. Позже писатель, историк и общественный деятель Степан Васильевич Сафонов (1808–1862 гг.), получивший исцеление от иконы святого, устроил в каменной скале часовню. В 1868 г. она была возобновлена и украшена попечением историка грузинской церкви Михаила Павловича Сабинина (1845–1900 гг.), в начале XX в. разобрана, в настоящее время возведена заново.



 
PR-CY.ru