АБАЗГИЙСКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 4

Стремясь к сохранению влияния в Западной Грузии, Византийская империя выступала естественным союзником христианских кавказских народов в борьбе против завоевателей-мусульман. Около 710 г. император Юстиниан II Ринотмит (685–695, 705–711 гг.) направил спафария Льва (будущего императора Льва III Исавра; 717–741 гг.) с миссией к аланам, побуждая их выступить против восставших абазгов; при помощи правителя Апсилии Марина и присланных из Византии войск Лазику и Абазгию удалось вернуть к союзу с империей. В 736 г. арабский полководец Мерван ибн Мухаммад (в грузинских источниках – Мурван Глухой), решив покорить весь Кавказ, двинулся из опустошённой им Картли в Западную Грузию. Преодолев Келасурскую (Великую Абхазскую) оборонительную стену (построенную не позже VI в. для защиты от нападений с юга и юго-востока), Мерван разрушил множество городов и осадил крепость Анакопию, где, как сообщает историк Джуаншер, укрепились картлийские цари Мир и Арчил с тысячным отрядом, и стоял двухтысячный абхазский гарнизон. Под стенами этой крепости арабы потерпели поражение и покинули пределы Западной Грузии; победу христианского войска современники объясняли заступничеством Анакопийской иконы Богоматери («Никопеи»). В 738 г. арабы вторглись в горную зону Апсилии и область мисимиан, овладев крепостью Сидирон (букв. – Железная, современный Цахар); захваченный в плен мученик Евстафий Апсильский, сын патрикия Мариана (Марина), отказался принять ислам и около 740 г. был казнён в Месопотамии. В ходе этих войн усилилась династия правителей Абазгии. Уже Константин II (вторая четверть VIII в.) чувствовал себя самостоятельным правителем и скреплял свои акты вислой печатью с надписью: «Константин Абазгийский». Во второй половине VIII в. его младший брат и преемник Леон I, согласно грузинским источникам (Джуаншер, «Матиане Картлиса», Вазушти Багратиони), женился на двоюродной сестре престарелого бездетного правителя Эгриси (Лазики) Джуаншера и после его смерти получил власть над Эгриси, объединив её с Абазгией в единое Западногрузинское (Абхазское) государство. Источники свидетельствуют, что вслед за обретением Западной Грузией политической самостоятельности последовало и обособление её церковной организации: вскоре после объединения Абазгии с Лазикой из списков кафедр Константинопольского патриархата исчезает как Севастопольская архиепископия, так и Фасисская митрополия (к концу IХ в.), что исследователи связывают с образованием самостоятельной Абхазской церкви.



 
PR-CY.ru