АБАЗГИЙСКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 2

В конце III – IV вв. происходит усиление Лазики; к концу IV в. Лазское царство, находившееся под протекторатом Римской (затем Византийской) империи, объединяет всю Западную Грузию и включает в свои пределы княжества апсилов, абазгов и санигов. Позднее усилившиеся абазги постепенно распространяют своё политическое влияние на соседние области; в первой половине VI в. они отделились от Лазики, воспользовавшись неудачным восстанием против Византии лазского царя Губаза. По свидетельству Прокопия Кесарийского, в это время существовали два политических объединения абазгов, восточное и западное. Прокопий подробно описывает деспотическое правление абазгийских правителей, их корыстолюбие и торговлю детьми, которых они похищали у родителей и, оскопив, продавали в Византию. При императоре Юстиниане I Великом (527–565 гг.) в Абазгию был послан препозит евнух Евфрат, абазг по происхождению, который ограничил произвол местных правителей. Вскоре восставшие абазги свергли своих вождей, после чего Юстиниан I ввёл в Абазгию войска, присоединив страну к владениям империи. Противясь насаждению чуждых порядков, абазги избрали новых правителей (Опситу в восточной части и Скепарну в западной) и, призвав на помощь персов, подняли восстание; Юстиниан I направил в Абазгию военные отряды, и в 550 г. возле крепости Трахеи (исследователями отождествляется с Анакопией) произошло сражение, в котором одержали победу превосходящие по численности силы византийцев. В VI–VII вв. Византия стремится использовать абазгов как политическую силу в борьбе за сохранение контроля над Лазикой, содействуя расширению границ Абазгии (в частности, за счёт Апсилии и Сванети). С VII–VIII вв. Севастополис, упоминавшийся ранее как город апсилов, становится резиденцией архиепископа Абазгийской епархии. Абазгия была одной из первых стран Восточного Причерноморья, которая услышала проповедь христианства: согласно византийским (VIII–X вв.) и грузинским (ХI в.) источникам, её просветителями были апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит (местом кончины которого называют Анакопию или Никопсию в Зикхии). Существует предание, приписывающее крещение абазгов (так же как и армян, грузин и алан) Григорию Просветителю (начало IV в.). Послав каждому народу священника, он по истечении 30 дней крестил прибывшие к нему племена во главе с царями, князьями и вождями (общей численностью 370 тыс. человек) около царского города Багавана на реке Евфрат.

 



 
PR-CY.ru