АБХАЗСКИЙ (ЗАПАДНОГРУЗИНСКИЙ) КАТОЛИКОСАТ - Страница 3

С именем Давида IV Строителя (1089–1125 гг.) связан заключительный период объединения Грузии: при нём был окончательно ликвидирован Тбилисский эмират, а столица государства перенесена из Кутаиси в Тбилиси. Параллельно происходило и церковное объединение: католикос Мцхетский распространил свою духовную власть на всю Грузию, в том числе и на Абхазскую церковь, в результате чего получил титул католикоса-патриарха всей Грузии, а территория Западной Грузии вошла в состав единого Мцхетского патриархата. Вопрос о точной дате возникновения Абхазского католикосата остаётся для исследователей спорным. Временем его возникновения Мариам Давидовна Лордкипанидзе, Павел Иесеевич Ингороква и Б. Ломинадзе склонны считать IX в., исходя из отсутствия упоминаний в нотициях Константинопольского патриархата Лазской митрополии, а также Абазгийской и Фасиcской архиепископий на рубеже IX – X вв. Другой точки зрения придерживаются Корнелий Самсонович Кекелидзе и Зураб Вианорович Анчабадзе, относя дату возникновения Абхазского католикосата к X в. Первый раз Абхазский католикосат упоминается в 1290 г. в грамоте царя Давида VI, первое же упоминание Абхазского католикоса относится к XI в. и содержится в «Картлис Цховреба», где сообщается, что в освящении храма Баграта в Кутаиси принимали участие «два католикоса» – Мцхетский и Бичвинтский, т.е. Абхазский. Тот факт, что Абхазский католикосат не упоминается в источниках ранее конца XIII в., а Абхазский католикос не назван среди западногрузинских иерархов (епископов Чкондидского и Кутаисского), принимающих участие в коронации царей Грузии в ХI–ХII вв., даёт исследователям основание полагать, что сан Западногрузинского католикоса носил, скорее, титулярный характер. По мнению исследователей, образование Абхазского католикосата логичнее было бы отнести к середине XIII в., когда в результате покорения монголами Грузии единое Грузинское государство распалось на два царства – восточное во главе с царём Давидом Улу (сыном царя Георгия IV Лаша) и западное с царём Давидом V Нарином (сыном царицы Русудан), что неизбежно повлекло за собой и разделение церкви. Интересна точка зрения Николая Александровича Бердзенишвили, который полагает, что со второй половины ХI в. до второй половины ХIII в. Абхазский католикосат временно не существовал, а в XIII в. был вновь восстановлен. Католикос Абхазии именовался «наместником святого Андрея Первозванного» или «сидящим на троне св. Андрея» как преемник проповедовавшего на Черноморском побережье апостола. Как свидетельствуют источники, в период вхождения территории Абхазии в состав Одишского княжества (до 1630 гг.) католикос владел селениями и земельными наделами в районе Бичвинтского храма, в то время как сам Одиши подчинялся царю Имерети. В XVII в., когда граница между Одиши и Абхазией проходила по реке Келасури, большинство своих владений Абхазский католикос имел в Одиши.

 



 
PR-CY.ru