АБХАЗСКИЙ (ЗАПАДНОГРУЗИНСКИЙ) КАТОЛИКОСАТ

АБХАЗСКИЙ (ЗАПАДНОГРУЗИНСКИЙ) КАТОЛИКОСАТ Грузинской православной церкви (не позднее 1290–1814 гг.). В результате образования в VIII в. независимого от Византии Абхазского (Западногрузинского) царства (с центром в Кутаиси), которое охватывало всю территорию Западной Грузии, возникла необходимость в оформлении независимости Абхазского царства также и в церковном отношении. В первом–пятом списках епархий Константинопольского патриархата (до середины IX в.) фигурируют Лазская митрополия (включавшая четыре епархии в Западной Грузии), Абазгийская и Никопсийская архиепископии, но начиная с шестого списка (конец IX – начало X вв.) они уже не упоминаются, что свидетельствует о выходе этих территорий из-под церковно-административной юрисдикции Константинополя. Абхазские цари чувствовали себя достаточно самостоятельными в церковных делах. По словам Иоанна Сабанисдзе, автора Жития св. Або Тбилисского, в 780 гг., «защищённая от страшных сарацин», Абхазия простиралась от Никопсии до Халдии и от Чёрного моря до Лихского хребта, «процветала в вере Христовой, и в пределах её нельзя было найти ни одного неверующего»; при этом она всё ещё «являлась достоянием царя христолюбивых ионян (греков), престол которого находился в великом городе Константинополе». К концу VIII в. преемник Леона I, его племянник Леон II, опираясь на поддержку хазарского кагана (своего деда со стороны матери), освободился от протектората Византии и принял царский титул. В его правление была проведена административная реформа: столица переместилась из Анакопии в Кутаиси, страна была разделена на восемь эриставств, во главе которых были поставлены представители местной знати. В IX–Х вв. христианская культура в Абхазском царстве продолжала сохранять тесную связь с Византией; Константинопольский патриарх Николай I Мистик (901–907, 912–925 гг.) в письмах к абхазским царям Константину III и его сыну Георгию II подчёркивал их важную роль в распространении христианства на Северном Кавказе (в частности, среди алан). Но уже при царе Георгии II Абхазском (922–957 гг.) независимо от интересов Византии была образована епископская Чкондидская кафедра. Этот акт означал не только обретение Абхазской (Западногрузинской) церковью самостоятельности, но и серьёзный рост её политического авторитета. Именно Чкондидский епископ (Чкондидели) занял в светской иерархической системе Грузинского государства второе после государя место и должность мцигнобартухуцеси (канцлера). Он был проводником государственной политики, главным царским советником и даже именовался «отцом царя». Епархия, основанная за пределами самой Абазгии, имела огромное для Западногрузинской церкви значение, т.к. в епархиях собственно Абазгии (Цхумской и Пицундской) ещё была сильна власть греко-византийского духовенства.

 



 
PR-CY.ru