АРАБЫ-ХРИСТИАНЕ - Страница 5

По мере ослабления Османской империи в XIX в. в среду арабов-христиан всё больше проникали националистические, либеральные и секулярные ценности европейской культуры. Относительно высокий уровень образования, массовые миграции на заработки в Америку, знакомство с новым жизненным укладом вели к распространению у арабов-христиан антиклерикальных воззрений, ломке традиционной системы ценностей. Во второй половине XIX – начале XX вв. почти во всех арабо-христианских общинах происходили острые конфликты между консервативным духовенством и группами мирян, требовавших реформирования церковной жизни. У православных Антиохийского и Иерусалимского патриархатов этот конфликт усугубился этническим фактором – противостоянием, с одной стороны, греческой верхушки клира, а с другой – рядового духовенства и мирян арабского происхождения. Возникшее среди православных арабов движение за восстановление национальной иерархии, и, прежде всего, за замещение Первосвятительской кафедры иерархом-арабом, получило поддержку Русской православной церкви и российской общественности. В апреле 1899 г. Антиохийским патриархом стал Мелетий II Думани (1899–1906 гг.), по национальности араб. Конец XIX в. был временем пробуждения национального самосознания на Ближнем Востоке. Арабы-христиане, большее, чем их мусульманские соседи, проникнувшиеся новейшими европейскими идеологиями, первыми сформулировали доктрину секулярного, надконфессионального арабского национализма, идею единства всех арабов независимо от религиозной принадлежности. Иногда это сопровождалось отказом от традиций своей общины и выражением симпатий к исламу, сыгравшему ключевую роль в истории арабской нации. Подобные идеологии были среди прочего и способом самосохранения христианских общин, попыткой найти свой путь интеграции в арабо-мусульманское общество. Наряду с этим в среде маронитов и в меньшей степени других униатских конфессий вызревали настроения изоляционизма, осознание маронитской национальной идентичности, противопоставление себя остальному арабскому миру, ориентация на европейскую (прежде всего, французскую) культуру и военно-политическое покровительство Запада. Копты, в большинстве своём консервативные крестьяне, были мало знакомы с европейской культурой и соответственно с европейскими доктринами секулярного национализма. Традиционно они считали себя истинными хозяевами Египта, арабов-мусульман воспринимали как завоевателей, поэтому большинству коптов (в отличие от сирийцев) было трудно принять возникшие на Ближнем Востоке националистические идеологии, базировавшиеся на панарабской солидарности и ностальгии по былому величию исламской цивилизации. Это привело к болезненной для них изоляции в египетском обществе рубежа XIX–XX вв. со стороны как арабских националистов, так и британской администрации.

 



 
PR-CY.ru