АРАБЫ-ХРИСТИАНЕ - Страница 4

В XVI–XVIII вв. началось культурно-экономическое проникновение в Восточное Средиземноморье европейских держав и католической церкви; латинские миссионеры развернули пропаганду унии с Римом. Часть ближневосточных христианских торгово-предпринимательских слоёв, связанных с европейской экономикой, в культурно-религиозном плане постепенно переориентировалась на католичество. Некоторые группы восточного духовенства, пытаясь преодолеть упадок и невежество своих общин, также стремились опереться на культурный потенциал Европы. Это привело к целой серии расколов внутри древних Восточных церквей и образованию ряда униатских церквей. Наибольших успехов папский престол добился в среде маронитов, которые подверглись католическому влиянию ещё в период Крестовых походов, окончательно перешли в унию с Римом в начале XVI в., а на Соборе 1736 г. согласились на принятие многих латинских обрядов. В 1553 г. часть несторианской общины приняла унию; их церковь получила название халдейской. В 1656–1662 гг. в результате раскола сиро-яковитской общины образовалась Сирийская католическая церковь. В Антиохийской православной церкви аналогичный раскол произошёл в 1724 г. с образованием униатского мелькитского патриархата. В 1741 г. Рим учредил коптскую католическую иерархию. Марониты перешли в унию полностью; несторианская, сиро-яковитская и православная общины раскололись на сторонников и противников Рима приблизительно пополам; среди коптов число униатов было крайне незначительным. В ходе борьбы с унией Константинопольский патриархат под предлогом недоверия арабскому духовенству добился того, что с 1724 г. на протяжении более 170 лет Антиохийские патриархи ставились только из греков. Позднейшие униатские авторы трактовали переход христиан Сирии в унию как протест арабов против греческого засилья. В действительности национальное самосознание арабов-христиан в XVII–XVIII вв. ещё не приняло отчётливые формы (хотя сирийские христианские авторы XVII в. уже называют своих единоверцев «арабами»). Кроме того, униатским церквам самим пришлось столкнуться со стремлением Римского престола латинизировать ближневосточные униатские общины и подавить их самобытность. Наряду с униатскими церквами среди арабов-христиан Палестины существовала небольшая группа христиан латинского обряда. После восстановления в 1846 г. католического Иерусалимского патриархата западные миссионеры начали активную пропагандистскую деятельность в Палестине, и за сорок лет численность арабов-католиков возросла с 10 до 33% христианского населения страны. С 1822 г. на Ближнем Востоке действовали также протестантские миссионеры из Германии, Великобритании, США. Несмотря на огромные средства, вложенные в пропаганду, результаты работы этих миссий оказались намного скромнее затраченных усилий. В то же время незначительная по численности арабская протестантская община дала многих деятелей арабо-христианской культуры второй половины XIX в.

 



 
PR-CY.ru