АРАБЫ-ХРИСТИАНЕ - Страница 2

С приходом к власти Аббасидов (750 г.) исламские ценности стали играть в халифате определяющую роль, и уже при халифе аль-Махди (775–785 гг.) последние бедуины-христиане были вынуждены принять ислам. В VII–VIII вв. шёл процесс постепенной арабизации христианских подданных халифата в Египте, Сирии и Месопотамии. Христиане достаточно быстро усваивали арабский язык на разговорно-бытовом уровне; по мере утраты ими знания своих прежних языков (сирийского, коптского, греческого) возникает арабоязычная христианская словесность, призванная донести до христиан халифата на понятном им языке культурно-религиозную традицию византийской цивилизации. Эта литература включала в себя как богослужебные тексты, так и богословские, апологетические, исторические сочинения, ориентированные отчасти и на мусульман. Быстрее всего процесс арабизации шёл в среде православных (мелькитов), т.к. в дохалкидонских церквах «национальный» язык (сирийский, коптский) был сакральным языком богослужения, который культивировали и искусственно поддерживали даже тогда, когда он выходил из употребления в быту. У православных же, особенно в Палестине, богослужение изначально совершалось как на греческом, так и на сирийском языке, и по мере утраты мелькитами греческого языка его место занимал арабский. Первые произведения арабоязычной христианской литературы были созданы в районе Южной Палестины и Синая, главным образом, в лавре Саввы Освященного; древнейший из этих текстов датируется 740 гг. В IX в. арабский язык распространяется у христианских писателей Сирии и Месопотамии, в X в. – Египта. Постепенно арабский язык вытесняет другие языки ближневосточно-христианской культуры: греческий в Палестине к началу IX в., сирийский у яковитов к концу XIII в., у несториан – к началу XIV в. (единичные произведения создавались на этих языках и позже, вплоть до XVI – начала XVII в.); у православных сирийский язык перестаёт употребляться в середине XVII в.; литература на коптском языке исчезает в XIV в. В настоящее время сохранились лишь отдельные компактные группы сироязычных христиан в Антиливане и среди ассирийцев Месопотамии. Таким образом, почти все ближневосточные христианские общины эпохи Средних веков (копты, мелькиты, марониты, сиро-яковиты, отчасти несториане-ассирийцы) могут быть условно причислены к арабам-христианам. В то же время никогда не существовало единой арабо-христианской культуры. На Ближнем Востоке развивались пять в значительной мере самодостаточных культур упомянутых этноконфессиональных групп, причём у каждой из них литература была двуязычной или трёхъязычной: у коптов – на коптском и арабском языках, у яковитов, несториан, маронитов, мелькитов – на сирийском и арабском, у мелькитских писателей, кроме того, было широко распространено знание греческого языка.

 



 
PR-CY.ru