АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ

АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ – наименование относится к ангелам, которые в вещественном мире исполняют определённые виды служения. Одни из них, по замечанию Иоанна Дамаскина (VII–VIII вв.), «оберегают области земли; и управляют народами и странами, смотря по тому, как повелено им Творцом». Григорий Богослов (325/330 – 389/390 гг.) пишет: «Сии умы прияли каждый одну какую-либо часть Вселенной или приставлены к одному чему-нибудь в мире, как ведомо сие было всё Устроившему и Распределившему...» В Книге пророка Даниила такие ангелы названы «князьями» (т.е. правителями) иудейского, греческого и персидского царств (10:13–21). Однако ангелы, как свидетельствует Священное Писание, управляли и другими царствами и народами. В «Ареопагитиках» читаем: «И фараону ангелом, поставленным над египтянами, и царю Вавилонскому своим ангелом в видениях было возвещено о промысле и власти Управляющего всем и над всем Господствующего». Некоторые отцы церкви (святители Григорий Богослов, Епифаний Кипрский, Амвросий Медиоланский и др.) утверждали, что ангела-хранителя имеет каждая христианская церковь. «Вас печалит, – обращается Василий Великий (329/330 – 379 гг.) к пресвитерам Никопольской церкви, – что извергнуты вы из ограды стен; но вы водворитесь в крове Бога Небесного, и с вами – ангел – блюститель Церкви». Наконец, ангела-хранителя может иметь каждый человек, если его жизнь, как и жизнь ангелов, выражается в служении Богу и людям. Такой ангел, по свидетельству Псалмопевца, «ополчается вокруг боящихся Его (Господа) и избавляет их» (Пс. 33:8). Ангела-хранителя имели ветхозаветные праведники (Быт. 48:16). В новозаветные времена он, по свидетельству церковного Предания, даруется человеку во время его крещения и пребывает с ним на протяжении всей его жизни, если христианин стремится к богоуподоблению. Иисус Христос, призывая быть «как дети» (Мф. 18:3), указывал, что благодаря детской чистоте и непорочности ангелы их всегда пребывают с ними и «на небесах всегда видят лицо Отца... Небесного» (Мф. 18:10). Вера в существование ангела-хранителя в христианской церкви получила широкое распространение уже в апостольские времена, о чём свидетельствует чудесный случай освобождения апостола Петра из темницы (Деян. 12:7–17). Люди, находившиеся в доме Марии, матери Иоанна Марка, не поверили служанке, утверждавшей, что апостол Пётр освобождён и стоит у двери дома, и полагали, что это был ангел-хранитель апостола (Деян. 12:15). Ангелы-хранители не оставляют верных Богу «и распоряжаются нашими делами, и помогают нам» не только в течение земной жизни, но и в минуты смерти и после неё. Феодор Студит (759–826 гг.) пишет: «Всегда содержи в уме своём мысль о смерти, размышляй о самом разлучении души от тела, – разлучении, которое будет под начальственным смотрением твоего ангела». После разлучения с телом душа, по замечанию Кирилла Александрийского (376–444 гг.), «будучи принята святыми ангелами и под кровом их протекая воздушное пространство и возносяся на высоту... встретит различные мытарства, кои будут преграждать ей путь в Царствие...»

 
PR-CY.ru