АНГЕЛОЛОГИЯ - Страница 9

Так, например, серафим в Книге пророка Исаии является непосредственным посланником Бога. Церковь чтит архангела Михаила как главу небесного воинства..., однако в системе Дионисия архангельский чин – один из низших в небесной иерархии». В отличие от автора «Ареопагитик» некоторые отцы и учители церкви приводят другие порядки перечисления ангельской иерархии и даже другие имена ангельских чинов, хотя в большинстве случаев число ступеней небесной иерархии также равняется девяти. В восьмой книге Апостольских постановлений содержится два перечня чинов духовного мира. Как в первом, так и во втором приводится последовательность небесной иерархии, отличная от той, которая дана в «Ареопагитиках». Кроме того, в первом описании наряду с уже известными девятью наименованиями встречается десятое – «вечное воинство». По мнению толкователей, оно используется не в качестве наименования отдельной иерархической ступени, а как общее имя для многих (или для всех) чинов. Во втором варианте небесной иерархии Постановления опускают «господства» и вместо «вечного воинства» включают «веки» (греч. – эоны) и «воинства» как раздельные имена. В главе седьмой Постановлений порядок иерархических ступеней открывается воинством ангелов и умных духов, за которыми перечислены уже известные имена. Прежде чем приступить к описанию иерархических ступеней духовного мира, Григорий Богослов указывает, что этот мир настолько таинствен и непостижим, что его описание вызывает «кружение в слове». Человеческий ум приходит в трепет, когда приступает к «небесным красотам» умной иерархии. Порядок, в котором он излагает ангельские иерархические ступени и даже некоторые имена ангельских чинов, весьма своеобразен: ангелы, архангелы, престолы, господства, начала, власти, светлости, восхождения, умные силы. Последние три наименования, как полагают исследователи, относятся к херувимам, серафимам и небесным силам. В истории древней церкви имели место случаи, когда почитание ангелов возводилось в разряд идолослужения. О них уже было известно апостолу Павлу (Кол. 2:18–19). Противниками апостола, по-видимому, были нарождающиеся гностики, с которыми пришлось бороться святым отцам II–IV вв. В комментарии на 35-е правило Лаодикийского собора отмечено, что допускавшие такие формы идолослужения молились не «Богу и Христу, а только ангелам, аки бы творцам и правителям мира». Указанное правило такой образ почитания ангелов осуждает, а почитателей (идолопоклонников) – анафематствует. Православная церковь в отличие от протестантских деноминаций, запретивших молитвенное обращение к ангелам, заповедует почитать их так же, как почитаются в церкви святые люди, и иметь с ними молитвенную связь как со служителями Святой Троицы. Основная память ангелов – 8 ноября, церковь чтит их память и во многие другие дни.

 



 
PR-CY.ru