АНГЕЛОЛОГИЯ - Страница 5

Отцы церкви, известные своими экзегетическими трудами: Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, блаженный Феодорит, Кирилл Иерусалимский, блаженный Иероним, блаженный Августин и ряд других эгзегетов под «сынами Божиими» разумеют благочестивое племя «сифитов»: при исчислении потомства Сифа в Быт. 4:25, 26; 5:1–3 во главе племени поставлено имя Бога, при Еносе люди этого племени «начали призывать имя Господа (Бога)». Таким образом, сифиты представляются как бы «детьми Бога». Поскольку ангелы не имеют физиологических потребностей, они не нуждаются в вещественной пище. И хотя манна, которой еврейский народ питался во время своего пребывания в пустыне, названа в Псалтири «хлебом ангельским» (77:25), это выражение не следует понимать буквально. Феодорит считает, что «ангельским» хлеб (т.е. манна) назван потому, что «при служении ангелов дарована манна, а естество бесплотное не имеет нужды в пище». Эта же пища названа «хлебом небесным» (Пс. 77:24), поскольку символизировала собой помощь свыше, оказываемую народу в трудных условиях его кочевой жизни. Не нуждаясь в вещественной пище, ангелы пребывают в блаженном созерцании Бога, «насколько для них возможно, – пишет Иоанн Дамаскин, – и имеют это пищею». «Ангелы... на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18:10), – возвестил Иисус Христос, свидетельствуя этим об их особой близости к Богу. Они непосредственно причащаются Божественного Света и постоянно пребывают в благодати Божьей. Сам Господь называет их «святыми» (Мф. 25:31). Ангелы, пишет Иоанн Дамаскин, «трудно склоняемы ко злу, хотя не непоколебимы; но теперь даже и непоколебимы – не по природе, а по благодати и по привязанности к одному только благу». Этого состояния своей природы они достигли на путях служения Богу и добровольного исполнения Его воли. Пребывая в таком состоянии, они радуются раскаянию каждого грешника и возвращению его к Богу (Лк. 15:10). Однако возможности ангельской природы ограниченны. И хотя она превосходит природу человека «крепостью и силою» (2 Петр. 2:11) и позволяет совершать необычные действия: за одну ночь ангел уничтожил всё войско ассирийцев (4 Цар. 19:35), а при Воскресении Иисуса Христа «сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нём; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег» (Мф. 28:2–3), тем не менее, ангелы не постигают Божественной сущности, которую знает только Сам Бог (1 Кор. 2:11; ср., например: «Серафимы... покрывая верхними крыльями мнимые свои лица, нижними же ноги, а находящимися по обе стороны летая, знаменуя этим изображением, как истолковали богоносные отцы, что нет возможности ни для какого созданного естества, хотя бы оно было и ближайшее, постигнуть что-либо из сокровенных и непостижимых таин бесконечно высочайшего Божественного и блаженного естества», и даже могут не знать будущего, если оно не будет им открыто Богом.

 



 
PR-CY.ru