АСОМТАВРУЛИ

АСОМТАВРУЛИ (груз. – буква и заглавный) – древнейший вид грузинского письма, послужившего основой для церковнострочного письма нусхахуцури (IX в.), из которого в конце X в. развилось гражданское письмо мхедрули, используемое с некоторыми изменениями и в настоящее время. Асомтаврули – капитальное письмо, в котором все буквы, расположенные в двухлинейной сети, имеют одинаковую высоту и состоят из круга, полукруга и прямой линии. Из-за преобладания в графической системе букв асомтаврули круга и полукруга это письмо называют ещё и «мргвловани» (круглый). Асомтаврули состоит из 37 букв. Вопросом времени создания древнегрузинского письма интересовались ещё средневековые историки. Так, по мнению армянского историка V в. Корюна, армянское, албанское и грузинское письмо было создано армянским деятелем V в. Месропом Маштоцем; по теории грузинского историка XI в. Леонтия Мровели, составителя основной части древнегрузинских исторических хроник «Картлис Цховреба», грузинская письменность была создана царём Иберии Парнавазом (III в. до н.э.). По мнению основоположника грузинской палеографии Ивана Александровича Джавахишвили, асомтаврули возникло путём постепенного превращения букв финикийского письма ещё с VIII–VII вв. до н.э.; Виктор Гардтхаузен, Дмитрий Захарьевич Бакрадзе, Д. Каричашвили и др. считали, что асомтаврули происходит из греческого письма. Последнее положение было развито Корнелием Самсоновичем Кекелидзе и аргументировано академиком Тамазом Валериановиччем Гамкрелидзе, который писал, что «с объявлением христианства официальной религией древней Иберии создаётся новая алфавитная письменность на основе греческой системы письма». В грузинских письменных памятниках асомтаврули господствовало, в основном, в V–VIII вв.; до второй половины XIX в. оно применялось в виде заглавных букв в некоторых рукописях, выполненных нусхури. Древнейшие надписи, сделанные на асомтаврули, сохранились в Болнисском Сиони (одна из них строительная – 493 или 503 г.) и в грузинском монастыре во имя св. Феодора в Палестине (две мозаичные, около 433 г. – датировка академика Георгия Васильевича Церетели). Подавляющая часть памятников грузинской эпиграфики, выполненная на асомтаврули, – это несколько тысяч надписей лапидарного, фрескового, чеканного письма, граффито, надписей на вышивке и т.д., охватывающих период V–XVIII вв., несколько сотен пергаменных палимпсестных листов V–VI вв. Нижний текст этих листов, содержащий отрывки из Священного Писания и агиографические сочинения, смытый в X–XI вв., был прочитан Иваном Александровичем Джавахишвили, Ильёй Владимировичем Абуладзе, Л. Каджая и издан под названием «Ханметных текстов». Асомтаврули выполнены такие известные грузинские памятники, как Синайский Многоглав (864 г. Монастырь св. Екатерины на Синае), Адишское Четвероевангелие (897 г. Местийский музей, Западная Грузия), Опизское Евангелие (913 г. Монастырь Ивирон на Афоне), Джуречское Евангелие, Пархальское Евангелие и др.

 
PR-CY.ru