АРСЕНИЙ ИКАЛТОЙСКИЙ

АРСЕНИЙ ИКАЛТОЙСКИЙ (Калипосский, Монах, Вачесдзе; около 1050 – 1127 гг.) – преподобный Грузинской православной церкви (память 6 февраля), переводчик, писатель, философ и поэт, наставник и духовник царя Давида IV Строителя. Сведения об Арсении Икалтойском содержатся в колофонах и приписках в рукописях его оригинальных или переводных трудов. Происходил из грузинского княжеского рода. Начальное образование получил в монастыре Икалто, там же, по-видимому, принял постриг. У исследователей есть основание полагать, что Арсений Икалтойский продолжил образование в богословской академии Мангана в Константинополе, где ознакомился с богословско-философским учением Михаила Псёлла и Иоанна Итала. Подвизался в сирийском монастыре св. Симеона Чудотворца на Чёрной горе (около Антиохии), где под духовным руководством Ефрема Мцире под именем Арсения Монаха начал литературную деятельность – перевёл несколько сочинений Симеона Метафраста, исследуя, в частности, причины раскола с так называемыми нехалкидонскими церквами. Вскоре перешёл в Калипосский монастырь на Чёрной горе, где продолжил литературную деятельность под именем Арсения Калипосского. Вероятно, уже после кончины преподобного Ефрема (1101 г.) Арсений Икалтойский возвратился в Константинополь и поступил в монастырь св. Георгия, где перевёл «Путеводитель» преподобного Анастасия Синаита и «Хронограф» Георгия Монаха (Амартола), а также приступил к составлению сборника «Догматикон», в котором заметно влияние философских идей Аристотеля. В начале XII в. Арсений Икалтойский (возможно, по приглашению царя Давида) вернулся в Грузию и принял активное участие в проведении церковной реформы и в работе Руис-Урбнисского собора: перевёл кодекс православного церковного права «Номоканон в XIV титулов» (редакция 882 г. Константинопольского патриарха Фотия), который послужил одним из основных источников постановлений Собора. Все постановления и положения Собора были записаны Арсением Икалтойским в едином «Уложении», в состав которого вошли также пространное предисловие богословского и историко-догматического характера и панегирик Давиду VI Строителю «Царю Давиду – монах Арсений». Арсений Икалтойский был одним из инициаторов и участников Собора в Ани (груз. – Аниси), на котором защищал догматические основы православия; под его влиянием часть армянских епископов-нехалкидонитов склонилась к воссоединению с православной церковью. Будучи одним из инициаторов создания Гелатской академии, Арсений Икалтойский преподавал в ней. Через несколько лет перешёл в монастырь Шиомгвиме, крупнейший центр грузинской письменности того времени, где создал и ввёл в обиход монастырский устав (типик) монастыря Симеона Чудотворца и возвёл храм во имя Пресвятой Богородицы. Памятная запись рукописи, содержащей типик монастыря Шиомгвиме, называет его «светочем Грузинской Церкви». По преданию, Арсений Икалтойский основал Икалтойскую духовную академию при монастыре Спаса Нерукотворного в Икалто, где, должно быть, и скончался. Арсений Икалтойский – автор метафрастического Жития св. Нины, двух завещаний царя Давида Строителя (1123, 1125 гг.), эпитафии царю, большого количества ямбическо-гимнографических стихов церковного характера, переводов Великого канона Андрея Критского, «Источника знаний» Иоанна Дамаскина и нескольких агиографических произведений. В его сочинениях, отражающих влияние византийской богословской школы, уделяется особое внимание обоснованию богословских учений. Большая часть литературного наследия не опубликована.

 
PR-CY.ru