Словарь по христианству А АКРОСТИХ - Страница 6

АКРОСТИХ - Страница 6

Кроме именных от этого времени дошёл также ряд анонимных текстовых акростихов: в недавно открытой древнейшей (написанной, по мнению исследователей, ещё в 885 г. в Великой Моравии) службе первоучителю Мефодию, в канонах на Введение Богоматери во храм, Богоявление, в совместном каноне первоучителям и др. Известны и азбучные акростихи, относимые к этому времени на основании отражения в них глаголического порядка алфавита. Помимо «Азбучной молитвы» Константина Преславского к их числу относятся циклы азбучных стихир на предпразднства Рождества Христова и Богоявления и в чине бельческого погребения в Требнике, ряд азбучных стихов (например, «Аз есмь всему миру свет»); азбучным акростихом являются и наименования букв славянского алфавита. Первоначальный период активного создания славянского акростиха завершается, очевидно, каноном на успение Климента Охридского (около 916 г.), где текстовой акростих сильно повреждён в единственном дошедшем списке и читается фрагментарно. Большинство древнейших славянских текстовых акростихов было открыто в 1970–1990 гг. (до этого они были известны лишь в каноне Константина Преславского архиепископу Мефодию и в общем каноне славянским первоучителям), прежде всего, благодаря разысканиям болгарских филологов Г. Попова (открывшего и издавшего триодный цикл и Рождественский канон святителя Константина, ряд канонов святителя Климента и др.) и С. Кожухарова (нашедшего канон Константина архангелу Михаилу, св. Наума – апостолу Андрею Первозванному, анонимные акростихи в канонах на Введение Богоматери во храм и на перенесение мощей Иоанна Златоуста). Открытие этих произведений с акростихом коренным образом изменило представления о ранней славянской гимнографии (и литературе в целом). Изучение древнейших славянских акростихов затрудняется общим состоянием источниковой базы: тексты конца IX – начала Х вв. дошли в более поздних (обычно не ранее XIII в.) списках, подвергавшихся (возможно, неоднократно) редактуре, в первую очередь, отражающейся именно на акростихе (в обоих канонах Мефодию и в каноне апостолу Андрею Наума Охридского сокращена вторая песнь, в каноне Климента Евфимию Великому первоначальные песни пять–восемь ещё в древности (до конца XI в.) заменены другими), и нередко с большими механическими утратами; многие из них (хотя и в разной степени) нуждаются в дополнительной реконструкции. Древнейший пример акростиха в русской гимнографии даёт цикл канонов на перенесение мощей Николая Чудотворца («Просвети душу и сердце» четвёртого гласа), где по тропарям читается начальная часть фразы: «П(р)енесение мощии твоих...» Канон дошёл в списках не ранее начала XV в. (старший – в пергаменной Минее служебной на май), но дефекты акростиха во всех списках указывают на большую древность текста, как полагают исследователи, восходящего к рубежу XI–XII вв. В южнославянской гимнографии XIII–XVII вв. акростихи (преимущественно текстовые) употребляются достаточно часто. Нередко они анонимны, но встречаются и авторские: иеромонаха Феодосия (XIII–XIV вв.), архиепископа Даниила Баньского (XIV в.), Ефрема (конец XIV в.), Григория Цамблака (конец XIV – начало XV вв.), Димитрия Кантакузина (XV в.), Андрея Таха (XVI в.) и др.

 



 
PR-CY.ru