АКРОСТИХ - Страница 4

Буквы в акростихе могли повторяться: «На Златоуста – Георгия, т.е. “в честь Златоуста (творение поэта) Георгия”», – что предоставляло возможность увеличить текст. Из-за исчезновения второй песни в греческих списках канонов в XII в., а также в результате правки тропарей канонов и многократной переписки кодексов акростих нарушается, бывает трудно различим или меняет смысл. Так, в служебной Минее на март–август (вторая половина XII в.) во многих канонах акростих разрушен, и его не замечает сам переписчик. По редуцированному акростиху исследователи судят об изначальном существовании второй песни. Например, в каноне мученице Агафии, составленном преподобным Феофаном, полный акростих имеет следующий вид: «Божественную Агафию благими воспоём песнями»; в печатных греческих и славянских Минеях, где вторая песнь усечена, акростих выглядит иначе: «Агафию благими воспоём песнями» (этот канон в своём первоначальном виде (со второй песнью) содержится в студийских греческих и славянских Минеях). В средневековой латиноязычной литературе широко представлен акростих в его различных формах. Седулий (конец V в.) в гимне, который вошёл в последования римского обряда на Рождество Христово и Обрезание Господне, использует акростих «От оси восхода солнца»; Венанций Фортунат (ум. после 600 г.) в гимне использовал акростих «Да узнает всякое поколение», Альдхельм Малмсберийский (ум. в 709 г.) использовал телестих «Альдхельм пропел песни из тысяч строк» в прологе «Книги загадок». Развитие игрового мотива привело к созданию фигурной поэзии, образцом которой является произведение Фортуната, сочинённое для Августодунского епископа Сиагрия в обмен на пленника. 33 строки этого стихотворения символизируют годы жизни Иисуса Христа, строки квадрата составляет надпись: «От Фортуната Сиагрию это святое благочестивое посвящение. Христос послал Себя, чтобы нас избавить от смерти», по диагонали – «Освобождающий пленников помысел о Господе, ты станешь сладким даром Божиим, ибо тебя увенчает воздаяние: благочестие, приятное Богу, позволяет душе избавиться от смерти». В древнеармянской духовной поэзии акростих появляется в VII в., к нему относится алфавитный акростих «Плач на смерть великого князя Джеваншира» Давтака Кертола. Акростих содержат многие стихи Григора (Нарекаци; 951–1003 гг.), именные акростихи встречаются в древнеармянских шараканах (гимнах) и канонах, например, «Песнь Нерсеса» (шаракан в честь Вардана Мамикояна и его сподвижников) армянского католикоса Нерсеса Шнорали (ум. в 1173 г.), написавшего также ряд стихов учительного содержания. В древнегрузинской гимнографии акростих возник под влиянием переводов с греческого. Один из первых акростихов (телестих «Георги») встречается в «Наставлении» Иоанна Зосима. Акростихи содержатся в произведениях Курдана, Езры, епископа Стефане (Санасоисдзе), Иоанне Мтбевари, помещённых в гимнографическом сборнике Микаела Модрекили (X в.), а также Ефрема Мцире, Аресения Икалтойского, католикоса Арсения IV, представителей школы Иоанне Петрици и Иоанне Шавтели.

 



 
PR-CY.ru