АКРОСТИХ - Страница 2

До нас дошли написанные в форме акростиха псалмы (9, 24, 33, 36, 110, 111, 118, 144), «Гимн добродетельной жене» (Притч. 31:10–31), практически полностью в виде алфавитного акростиха написана книга Плач Иеремии. В наиболее законченной форме приём использован в третьей главе книги, состоящей из 22 (по числу букв еврейского алфавита) трёхстиший, в каждом из которых все три строки начинаются с соответствующей буквы. Первая и вторая главы также состоят из трёхстиший, но в них алфавитный принцип соблюдён лишь в первом стихе; то же – в четвёртой главе, состоящей из двустиший. Наконец, пятая глава не имеет никаких формальных приёмов организации, с предыдущими главами её роднит лишь то, что в ней 22 стиха. Исследователям неясно, преследовало ли использование акростиха в Ветхом Завете какие-либо специальные цели. Благодаря некоторым особенностям еврейской орфографии, а также довольно свободному допущению тавтологий создание алфавитных поэм не было сложной задачей и поэтому не свидетельствует о поэтическом мастерстве. С другой стороны, алфавитные поэмы гораздо легче запоминаются, что очень существенно для их литургического использования. Попытки передачи ветхозаветных алфавитных акростихов на европейские языки немногочисленны и обычно признаются неудачными. Алфавитные акростихи известны и в других древневосточных поэтических традициях, в первую очередь, месопотамской. Аккадские акростихи существенно отличаются от древнееврейских и типологически приближаются к европейским (первые слоги каждой строки не просто подчиняются определённому порядку, но составляют осмысленную фразу). В произведениях античных греческих и римских авторов акростих встречается достаточно редко. По сообщению Диогена Лаэртского (конец II – начало III вв.), акростих впервые употребил комик Эпихарм Сиракузский (V в. до н.э.). Один из ранних дошедших до нас акростихов («Евдокса искусство») содержится в стихотворном астрономическом трактате, составленном на основе работ Евдокса Книдского (IV в. до н.э.). В эпоху Античности были известны оба типа акростиха: алфавитный и текстовой. Текстовой акростих мог содержать имя автора, образовывать слово или предложение. В эпоху поздней Античности акростих был наиболее распространён в религиозной, магической и профетической поэзии. Среди христианских произведений I–IV вв. один из древнейших текстовых акростихов зафиксирован в сохранившихся христианских фрагментах анонимных «Сивиллиных оракулов», написанных около 160 г.: «Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель; Крест». Начальные буквы этого акростиха образуют, в свою очередь, акростих (по сообщению Августина Блаженного, текст был переведён на латинский язык, причём фонетический облик греческого акростиха в целом был сохранён, однако в нём появились лишние буквы). Следующий по времени (II–III вв.) акростих содержится в надписи Пектория из Августодуна (современный Отён).

 



 
PR-CY.ru