АРЗАМАССКИЙ ВО ИМЯ АЛЕКСИЯ, ЧЕЛОВЕКА БОЖИЯ (НОВОДЕВИЧИЙ), ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 2

Тем же указом проживавшие при Алексеевской церкви послушницы были переведены в Вознесенскую церковь. Расцвет Алексеевской общины связан с именем преподобного Феодора (Ушакова), в 1762 г. назначенного настоятелем Санаксарского монастыря. Преподобный стал духовником Алексеевской общины, в которую вступили приехавшие из Санкт-Петербурга его духовные дочери. Феодор составил для насельниц правила общежития, посещал сестёр два–три раза в год, переписывался с настоятельницами общины, помогал пожертвованиями (половину рыбного улова братия Санаксарской обители отсылала в Алексеевскую общину). До 1813 г. община подчинялась Николаевскому монастырю, но фактически руководилась избиравшейся из числа сестёр настоятельницей. Первая настоятельница Е. Иванова была избрана в 1777 г. Особыми духовными дарованиями отличались вторая настоятельница общины Мария Петровна Протасьева (в схиме Марфа; 1785–1813 гг.), а также её ученица, четвёртая настоятельница Ольга Васильевна Стригалёва (в схиме Олимпиада; 1813–1828 гг.). Община быстро росла: в 1760 гг. в ней состояли 38 сестёр, в начале XIX в. – 270. Нижегородский епископ Амвросий (Морев) в рапорте Святейшему Синоду свидетельствовал: «Сия община есть краса и венец всех женских Нижегородской епархии монастырей». В 1813 г. указом Нижегородского епископа Моисея (Близнецова-Платонова) для проживавших при Алексеевском храме сестёр (около 450) была учреждена самостоятельная, независимая от Николаевского монастыря женская община, настоятельницы которой утверждались Нижегородским архиереем. Указом Синода от 22 декабря 1845 г. в общине был принят устав, приравнивавший её к общежительным монастырям, но без права совершать монашеские постриги. В основу устава легли правила общежития, составленные Феодором (Ушаковым). Начальница общины избиралась сёстрами и утверждалась архиереем, в обитель принимались только прошедшие «искус» (от месяца до года) послушницы. Сёстры занимались шитьём церковных облачений, плащаниц, ткачеством, золотошвейная мастерская общины получала заказы не только из разных районов России, но и из Константинополя, Иерусалима, Молдавии. Помимо доходов от рукоделия и пожертвований содержание общины обеспечивалось процентами с капитала и доходами с земельных и лесных угодий, к 1917 г. обитель владела 1186 десятинами земли.

 



 
PR-CY.ru