АФАНАСИЙ АФОНСКИЙ - Страница 5

Также в русских памятниках: на новгородской таблетке «Преподобные Афанасий Афонский, Варлаам, царевич Иоасаф», конца XV в. (Новгородский музей-заповедник), – Афанасий Афонский в монашеской мантии, концы которой внизу связаны узлом, с благословляющей десницей и свитком в левой руке, с тёмными волосами и длинной клинообразной бородой, книзу раздвоенной; на таблетке «Преподобные Онуфрий Великий, Афанасий Афонский, Макарий Калязинский», середины XVI в. (Третьяковская галерея); на иконе «Святые Николай Чудотворец, Антоний Великий, Афанасий Афонский», середины XVI в. (музей Андрея Рублёва); иконе «О Тебе радуется», вторая половина XVI в. (Третьяковская галерея), – в группе преподобных. На иконе Божьей Матери «Экономисса с преподобными Афанасием Афонским и Михаилом Синадским (?)», XVIII в. (музей Андрея Рублёва), написанной русским мастером с греческой гравюры, по сторонам от средника расположены десять сюжетов из жития Афанасия Афонского, в том числе исцеления больного водянкой и монаха Антония, Афанасий Афонский превращает солёную воду в питьевую, явление Богородицы преподобному, изведение Ею источника из скалы, Афанасий Афонский изгоняет бесов из монастыря и др.; внизу – вид Великой лавры, подобное изображение Афанасия Афонского вместе с преподобным Антонием Киево-Печерским – на гравюре середины XVIII в., отпечатанной в Вене. Сохранился складень с образом преподобного и десятью клеймами «Жития», конец XVIII в. (Исторический музей). Существовали отдельные изображения на сюжет «Богородица изводит источник из скалы» (литография, в издании Алексея Викуловича Морозова, 1868 г. (Российская государственная библиотека); икона второй половины XIX в. из церкви великомученика Никиты за Яузой в Москве; ныне подворье Афонского Пантелеимонова монастыря). В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, начало XVIII в., Афанасий Афонский описан как «старец плешивый, с остроконечною бородою, который напоминает о том, что “ничто столько не вредит монахам и не радует бесов, как утаение своих помыслов”». В Софийском иконописном подлиннике конца XVI в. отмечено, что Афанасий Афонский «сед, плешив, брада Сергиева, ряска санкирь с белилы»; в сводном подлиннике Георгия Дмитриевича Филимонова, XVIII в.: «Подобием главою плешив, власы сед изтемна, брада аки Григория Богослова, мало поуже, ризы преподобническия, на главе имый священный куколь, в руке свиток»; у Сергея Тихоновича Большакова (XVIII в.): «Сед, плешив, брада Сергиева, седина тёмна, риза багор, испод санкир, с белилом, в руке свиток, а в нём писано: поспешим, убо и потрудимся, да царствие небесное обрящем»; подобное описание дано и в иконописном подлиннике XVIII в.



 
PR-CY.ru