АРСЕНИЙ ЭЛАССОНСКИЙ - Страница 8

За время пребывания Арсения Элассонского на Суздальской кафедре известны следующие его вклады: в 1619 г. – в Николо-Шартомский монастырь рукописное Евангелие с собственноручной подписью и просьбой поминать его родителей и братьев, в 1623 г. – медный ковшичек для теплоты в Боголюбовский монастырь и в 1624 г. – такой же ковшичек в Евфросиниев суздальский монастырь (вероятно, были и другие пожертвования). Арсений Элассонский погребён в кафедральном Рождественском соборе в Суздале. Вскоре после кончины установилось его местное почитание. В 1660 г. над могилой святителя была устроена деревянная гробница, и был написан его образ, в храмах Суздаля (Воскресения Христова) и епархии (в сёлах Знаменском и Красном Суздальского уезда) появились иконы, на которых Арсений Элассонский был изображён вместе с канонизированными Суздальскими чудотворцами. В 1668 г. Суздальский архиепископ Стефан обрёл нетленные мощи Арсения Элассонского (память святителя под 29 апреля и обретение его мощей под 28 апреля отмечены в Кайдаловских святцах конца XVII в.). Его имя упоминается также в списках «Описания о российских святых» (конец XVII – XVIII вв.); на его гробе часто заказывались панихиды. Особенно большое стечение молящихся было в пятницу перед Троицыным днём (это были преимущественно женщины и дети, просившие Арсения Элассонского о помощи больным детям). Местная канонизация совершилась в 1982 г., когда имя святителя было включено в Собор Владимирских святых, установленный по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Серапиона (Фадеева). В четвёртом тропаре пятой песни канона утрени Арсений Элассонский прославляется как «благочестия столп непоколебимый». О его почитании на православном Востоке свидетельствует существование греческого «Жития». В иконописном подлиннике Сергея Тихоновича Большакова, XVIII в., под 7 мая описан облик Арсения Элассонского: «Рус, сед, брада подоле Николины, в клобуке, риза святительская, во амфоре (омофоре) со Евангелием»; аналогичный текст содержится в иконописном подлиннике 1830 гг. Одно из ранних изображений Арсения Элассонского сохранилось в последнем клейме житийной иконы Сергия Радонежского, середины – второй половины XVII в. (музей-заповедник Ростовского кремля), созданной на основе его жития 1646 г. в редакции Симона (Азарьина), где повествуется о явлении Арсению Элассонскому преподобного Сергия в 1612 г., во время польской осады Московского Кремля; святитель, облачённый в архиерейскую мантию и клобук, представлен дважды: лежащим на ложе и стоящим на коленях перед Сергием. Оплечный образ Арсения Элассонского в клобуке, с окладистой бородой имеется в группе святителей на прориси с иконы Собора русских святых, 1814 г. Сохранился список-пядница Владимирской иконы Божьей Матери, в серебряном окладе, около 1602 г. (Русский музей), согласно греческой надписи на обороте, посланный Арсением Элассонским «на молитву и благословение» митрополиту Кесарийскому Герману. В Скиту св. Анны на Афоне находится икона «Деисус и избранные святые (четырёхрядная)», около 1621 г., – вклад Арсения Элассонского, с его надписью на обороте.



 
PR-CY.ru