АРСЕНИЙ ЭЛАССОНСКИЙ - Страница 7

Для церковной истории имеют также значение подробные записи Арсения Элассонского о пожертвованиях царей Фёдора Ивановича и Бориса Годунова храмам и монастырям России и православного Востока, а также патриаршим кафедрам. Отдельные сведения, в этой связи сообщаемые им, являются уникальными. При описании Смуты Арсений Элассонский не касается религиозной стороны событий, рассматриваемых им как результат столкновений политических интересов отдельных группировок людей и государств. Подобно боярскому правительству в Москве, он видел выход из бедствий в приглашении на русский трон королевича Владислава. Всё, что мешало осуществлению этого плана, он воспринимал враждебно: называет участников восстания в Москве весной 1611 г. «глупыми и пьяными холопами». Лишь позднее, испытав ужасы пребывания в осаждённой Москве, Арсений Элассонский изменил своё мнение. Большое значение имеют подробные описания в «Истории» коронации Лжедмитрия I и Марины Мнишек, уточняющие соответствующие русские свидетельства, а также оценки им некоторых событий церковной истории тех лет. Так, Арсений Элассонский полагал, что Игнатий был поставлен патриархом в соответствии с церковными канонами, низложен же без достаточных оснований. «История России» была переписана в Москве сопровождавшими патриарха Феофана III архимандритом Христофором и архидиаконом Неофитом и увезена на Восток (копия была найдена А.А. Дмитриевским в Сумелийском монастыре под Трапезундом в одной рукописи с «Житием» Арсения Элассонского. В 1620 г. святитель участвовал в Соборах, принявших постановления «О крещении латынь и о их ересех» и об отношении к «белорусцам, приходящим от Польского и Литовского государства в православную веру греческого закона». В том же году он переслал в Пантелеимонов монастырь на Афон базельское издание 1538 г. медицинского сочинения Павла Эгинского; в 1655 г. книгу вернул в Москву Арсений (Суханов). По указу царя Михаила Фёдоровича и патриарха Филарета Арсений Элассонский совершил погребение в Троице-Сергиевом монастыре инокини Ольги, в миру Ксении Борисовны Годуновой, скончавшейся или в суздальском Покровском, или во владимирском Успенском монастыре. Существует мнение, что он является составителем русского летописного свода первой половины XVII в. – «Пискарёвского летописца», однако эта точка зрения не получила признания в научной литературе. В 1625 г., незадолго до смерти, по повелению патриарха Филарета Арсений Элассонский принял участие в расследовании о чудотворениях от Казанской иконы Божьей Матери, перенесённой из Шартомского во имя святителя Николая монастыря в храм Воскресения Христова в Суздале. Расследование подтвердило чудеса от иконы, и в память перенесения иконы в Суздаль 23 ноября было установлено празднование.

 



 
PR-CY.ru