АРСЕНИЙ ЭЛАССОНСКИЙ - Страница 6

Без должной аргументации данное известие оспаривается исследователями тверской старины, однако в описании собора в тверских писцовых книгах Потапа Нарбекова и подьячего Богдана Фадеева 1626 г. отмечены многочисленные вклады Арсения Элассонского: напрестольное Евангелие, обложенное серебром, ризы, епитрахили, палица, параманд, омофор, сулок (всё украшенное золотым шитьём, серебром, жемчугом и драгоценными камнями) и другие вещи; на некоторых предметах были вкладные надписи святителя. Арсений Элассонский пожертвовал в тверскую церковь архангела Михаила рукописное Евангелие XV в. с собственноручной вкладной записью, несколько книг – в Успенский Отроч монастырь. Его «Житие» сообщает, что «после возобновления этой соборной церкви и приделов её он прожил там на архиепископии немного времени: сначала два года и десять месяцев, а вторично около двух месяцев». Точная дата его перевода на Суздальскую кафедру неизвестна. Некоторые исследователи считают, что это случилось в 1615 г., хотя достоверно известно, что Арсений Элассонский титуловался «архиепископом Суздальским и Тарусским» в октябре 1616 г. После перевода в Суздальскую епархию святитель был освобождён от служения при Архангельском соборе и утратил титул «архиепископ Архангельский», однако продолжал жить в Москве в кремлёвском Богоявленском монастыре, принимая активное участие в общецерковных делах. В 1618 г. он присутствовал на Соборе, который осудил архимандрита Дионисия (Зобниновского) и его сподвижников, исправивших Требник; участвовал в поставлении на Рязанскую архиепископию Иосифа, инока Свияжского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря. В 1619 г. в Москву приехал Иерусалимский патриарх Феофан III (1608–1644 гг.), в июне 1619 г. возглавивший интронизацию патриарха Филарета. Арсений Элассонский не только участвовал во всех богослужениях и совещаниях русских властей с патриархом Феофаном III, но, по-видимому, являлся его переводчиком и ближайшим советником. 22 июня 1619 г. при наречении митрополита Филарета Московским патриархом Арсений Элассонский встречал его при входе в Успенский собор, 24 июня принимал участие в его поставлении. Исследователи предполагают, что по побуждению патриарха Феофана III Арсений Элассонский обработал свои заметки, которые он делал в Москве на протяжении многих лет, и превратил их в «Историю России» – первое греческое сочинение на эту тему, кратко излагающее русскую историю со времени крещения до вступления на царство Михаила Фёдоровича (более подробно описаны события после смерти Иоанна IV Грозного). В «Истории» автор вновь рассказывает о событиях, которые привели к учреждению Московского патриархата. В разногласиях между патриархом Иеремией и русской стороной, которые обнаружились в процессе переговоров, он винит спутников патриарха.

 



 
PR-CY.ru