АРСЕНИЙ ЭЛАССОНСКИЙ - Страница 3

Большая роль в их освобождении принадлежала Арсению Элассонскому, благодаря чему у него завязались отношения с Александрийским  патриархом Мелетием I Пигасом (1590–1601 гг.). Борис Львович Фонкич писал: «Живя в Кремле, постоянно общаясь с русским царём и Патриархом, Арсений видел свою важнейшую обязанность в том, чтобы информировать греческий мир об обстановке в России, на помощь и поддержку которой рассчитывало тогда всё порабощённое турками православное население Восточного Средиземноморья». Видимо, с начала своего пребывания в Москве Арсений Элассонский стал делать подробные записи о современных ему событиях. В Триоди митрополита Фотия он оставил запись об основании в 1589 г. Московского патриархата и о рождении у царя Фёдора Ивановича в мае 1592 г. дочери Феодосии. В 1590–1593 гг. Арсений Элассонский написал большое поэтическое произведение «Труды и странствования смиренного Арсения, архиепископа Елассонского, и повествование о создании Московского Патриархата». Изложение событий, которые привели к образованию в России патриархата, в поэме не расходится с русскими источниками (посольскими книгами). Арсений Элассонский старается оправдать действия патриарха Иеремии II против обвинений патриарха Мелетия I Пигаса, считавшего, что Иеремия II превысил свои полномочия. Арсений Элассонский делал многочисленные вклады в греческие монастыри, в храм Воскресения Господня в Иерусалиме, монастыри Палестины и Афона. Как полагают исследователи, с посольством Дионисия, покинувшим русскую столицу в марте 1592 г., он послал в Александрийский патриархат, в Метеоры и в монастырь Дусику русские иконы. В том же году сделал вклады иконами в лавру Саввы Освященного, в афонские монастыри Хиландар и Дионисиу. В 1593 г. Арсений Элассонский послал четыре иконы в дар митрополиту Филадельфийскому Гавриилу Севиру и греческой церкви св. Георгия в Венеции, в 1594 г. – икону «Преображение» на Синай. Между 1595 и 1598 гг. он составил греческую службу Василию Блаженному и переслал её в монастырь Дусику, где она хранится до настоящего времени. В 1599 г. Арсений Элассонский отправил на Афон рукописный Литургиарион. В 1590 гг. выдающийся каллиграф иеромонах Лука (впоследствии митрополит Унгро-Влахийский) создал в Москве книгописную школу, к которой принадлежали Арсений Элассонский, поташанский иеромонах Матфей, будущий митрополит Мир Ликийских (в 1596 г. Арсений Элассонский получил в дар от него переписанный им в Москве Евхологий), Иерофей Монемвасийский, Иерофей Кукузелис, Порфирий Созопольский, переписавшие в Москве более десятка греческих книг. В 1596 г. Арсений Элассонский по заказу Бориса Годунова написал для храма Воскресения в Иерусалиме роскошное «златокованное» Евангелие-апракос (ещё одна такая же рукопись была изготовлена им и послана, вероятно, в 1604 г., в лавру Саввы Освященного).

 



 
PR-CY.ru