АНДРОНИК, Елпидинский Андрей Яковлевич

АНДРОНИК, Елпидинский Андрей Яковлевич (1894–1958 гг.) – архимандрит, миссионер. В 1916 г. окончил Олонецкую духовную семинарию, поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, в том же году зачислен в действующую армию. После 1917 г. эмигрировал в Финляндию, в 1920 г. переехал в Германию, в 1923 г. – в Париж. 2 ноября 1925 г. на парижском Сергиевском подворье пострижен в монашество и через две недели рукоположён во иеромонаха. По благословению митрополита Евлогия (Георгиевского) направлен в Бельфор (в Вогезах), организовал православный приход для русских эмигрантов, работавших на заводе «Пежо». В 1929 г. подал прошение о переводе в Индию для духовного окормления живших там православных русских (около 300 человек) и получил благословение митрополита Евлогия. В июле 1931 г. Андроник отплыл на пароходе из Марселя на остров Цейлон, откуда переехал в Бангалор (Индия) и посвятил себя пастырской деятельности. В октябре 1931 г. отправился в трёхнедельное путешествие в Траванкор, где встречался с христианами-яковитами, принадлежавшими к Маланкарской Сирийской ортодоксальной церкви, был принят Католикосом Василием-Григорием, посетил местную семинарию, где обсуждал богословские темы со студентами и преподавателями. Андроник также встречался с сиро-яковитским митрополитом Афанасием на севере Траванкора, в Альве. В марте 1932 г. обосновался в яковитском монастыре Бетани-ашрам (близ Вадассерикары, Траванкор) и с помощью настоятеля священника Алексия (впоследствии митрополит Феодосий) приступил к изучению религиозной жизни христиан Индии. В записках «18 лет в Индии» Андроник уделил большое внимание истории христианства в Южной Индии (его древнейшему периоду, связанному с миссионерской деятельностью апостола Фомы, движению несториан, истории католичества и т.д.), наиболее подробно описал Сирийскую ортодоксальную церковь Индии – её историю, вероучение, управление, особенности богослужения. Встречался с представителями других христианских церквей Индии и в своих записках изложил историю их общин (Толлиурской церкви, англиканской церкви в Индии и ряда др.). По просьбе православных русских для совершения треб Андроник ездил в Калькутту, Бомбей, Бангалор. В 1933 г. получил право на владение одним акром земли около селения Патали, близ Патанапурама, и к 1939 г. выстроил на этой земле хижину и церковь, где совершал богослужения. В 1937 г. по указу митрополита Евлогия возведён в сан архимандрита. В 1947 г. Андроник был приглашён преподавать русский язык на русском отделении университета в Дели (в 1947 г. Индия получила независимость, в том же году были установлены дипломатические отношения с СССР, после чего последовало расширение русского отделения университета). Андроник пробыл в Дели больше года и за это время познакомил своих студентов с основами православия. В одной из двух комнат, которые он занимал, устроил церковь и регулярно совершал там богослужения. В августе 1948 г. получил приглашение от епископа Иоанна (Шаховского) приехать в США для продолжения пастырской деятельности и в июле 1949 г. прибыл в Нью-Йорк. Последний период жизни Андроник провёл в США. Там он завершил свои записки о жизни в Индии, о которых историк церкви и русской культуры Николай Михайлович Зёрнов (1898–1980 гг.) писал, что они «рассказывают об одиноком подвиге русского священника, отдавшего себя мало понятной большинству миссионерской работе».

 
PR-CY.ru