АЛЕКСАНДР СПАССКИЙ, МОСКОВСКИЙ

АЛЕКСАНДР СПАССКИЙ, МОСКОВСКИЙ (ум. после 1427 г.) – преподобный (память 13 июня вместе с преподобными Андроником и Саввой, 6 июля в Соборе Радонежских святых), третий игумен Андроникова монастыря после преподобного Андроника (около 1365 – 1373 гг.) и Саввы (1373 – после 1410 гг.). Иосиф Волоцкий в «Отвещании любозазорным и кратком сказании о святых отцах, бывших в монастырях Русской земли» (1507 г.) называет Александра Спасского учеником преподобного Андроника и «чудным». В «Житии» Сергия Радонежского (третьей редакции иеромонаха Пахомия, 1442 г.) он назван учеником преподобного Саввы. Согласно этой редакции «Жития» преподобного Сергия, Александр Спасский, его ученики и Андрей Рублёв построили и расписали каменный Спасский собор в Андрониковом монастыре, однако исследования 1960–1980 гг. относят время постройки этого собора к 1390 гг., т.е. ко времени игуменства преподобного Саввы. В краткой редакции «Жития» преподобного Никона, также составленной иеромонахом Пахомием (сохранилась в списках середины XV в.), ничего не сказано о том, что Андрей Рублёв расписывал Спасский собор Андроникова монастыря. Напротив, говорится, что преподобный Никон, провидя скорое преставление к Богу знаменитых живописцев Даниила и Андрея и свою собственную кончину, спешно собрал их для росписи каменного Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, ставшей последним творением Андрея Рублёва и Даниила. Созданная позднее пространная редакция «Жития» Никона (известна в списках с середины XVI в.) согласуется с третьей редакцией «Жития» Сергия. В ней сказано, что после росписи Троицкого собора преподобные Андрей и Даниил пришли в Андроников монастырь и расписали там Спасский собор, который и стал их «последним рукописанием». Эту же точку зрения излагает и келарь Троице-Сергиева монастыря Симон (Азарьин) в составленном им Месяцеслове (середина 1650 гг.): «Преподобнии иконописцы, иж церковь Святыя Троицы подписаша, а потом в Андрониеве монастыре церковь подписаша, и провидевше от Бога конец своему житию, к Богу отидоша, имяна ж им – инок Данило инок Андрей». В лицевом списке «Жития» XVII в. Александр Спасский несколько раз изображается беседующим с преподобным Андреем при строительстве и росписи Спасского храма. Оба они изображены в нимбах, хотя в более раннем лицевом списке «Жития» Сергия (XVI в.) подпись «Александр» на миниатюре заменена на «Ефрем» (имя другого настоятеля Андроникова монастыря). Время установления местного празднования точно не известно, предположительно середина XV в. – начало XVI в. Имя Александра Спасского не было включено в «Описание о российских святых» (списки конца XVII в. – начала XVIII в.), вероятно, потому, что память его перестала праздноваться. Это могло случиться после того, как погребение Александра Спасского оказалось утраченным, и праздничная служба сосредоточилась у гробницы преподобных Андроника и Саввы.

 
PR-CY.ru