АЛЕКСАНДР ПЕРЕСВЕТ И АНДРЕЙ ОСЛЯБЯ РАДОНЕЖСКИЕ - Страница 2

Другое объяснение упоминаний Осляби в документах после 1380 г. может заключаться в том, что его род, вероятно, традиционно нёс службу у Московских митрополитов, и потому имена представителей рода – Андрей (Адриан?), Родион, Иакинф (Иаков?) – встречаются на протяжении нескольких десятилетий. Александр и Андрей вместе погребены в приделе церкви в честь Рождества Богородицы «на старом Симонове». Первоначально они были похоронены у церкви, затем над их останками были устроены надгробия, оказавшиеся в «палатке каменной под колокольней». После разборки колокольни надгробия были уничтожены, в 1794 г. вновь сооружены и в XIX в. обустроены приделом церкви Рождества Богородицы. В 1928 г. церковь была закрыта и оказалась на территории завода «Динамо», надгробия были уничтожены. После открытия храма в 1989 г. надгробия восстановлены. В настоящее время в исторической экспозиции Рязанского историко-архивного музея находится посох, по преданию принадлежавший Александру. Он сделан из цельного яблоневого дерева (в XIX в. посох был урезан; современные размеры: высота – 138 см, окружность – 16 см). До передачи в музей посох хранился в алтаре соборной церкви Димитриевского монастыря близ г. Скопина (Рязанской области). Монастырь находился в 45 верстах от Куликова поля и был посвящён Димитрию Солунскому – небесному покровителю князя Дмитрия Донского (точная дата основания монастыря неизвестна). Согласно монастырскому преданию, Александр по дороге на битву остановился в келье отшельника, жившего на месте будущего монастыря. Облачившись в воинские доспехи, отдал отшельнику свой дорожный посох. Изображения Александра и Андрея сохранились в Лицевом житии преподобного Сергия (XVI в.; Российская государственная библиотека), в Лицевом летописном своде (вторая половина XVI в.; Российская народная библиотека), на житийной иконе преподобного Сергия 1680 г. (Ярославский художественный музей), а также в ряде памятников искусства светского характера. Собственно икона Александра и Андрея (совместно с преподобным Сергием и благоверным князем Димитрием) была написана в 1980 г. Время местной канонизации преподобных неизвестно. В XVII в. их имена были внесены в святцы, в Месяцеслове Симона (Азарьина) середины 1650 гг. сказано: «Преподобнии старцы Александр и Родион, нарицаемии Пересвет и Ослябя, иж на Мамаеве побоищи убиени быша» (день памяти не указан). В конце XVII в. имена Александра и Андрея как преподобномучеников Московских были включены в «Описание о российских святых»; в 1896 г. их имена были помещены также в «Троицком патерике» (в числе «учеников и сподвижников преподобного Сергия, в месяцесловах не означенных»), в 1981 г. – в Соборе Радонежских святых, установленном по благословению патриарха Пимена (Извекова). Память Александра и Андрея может также отмечаться накануне праздника Рождества Богородицы – 7 сентября.



 
PR-CY.ru