АМАСТРИДА - Страница 2

Церковное предание, зафиксированное с начала IX в. (Епифаний Монах «Житие апостола Андрея», Никита Давид Пафлагон – так называемое «Житие с похвалой апостолу Андрею»), включает Амастриду в состав понтийских городов, где проповедовал апостол Андрей Первозванный. Никита Давид ссылается и на сгоревшие древние местные источники. Единственный известный по имени Амастридский мученик Иакинф жил во времена епископа Ираклида (точное время его жизни неизвестно). Первый достоверно известный епископ Амастриды – Пальм, адресат письма Дионисия Коринфского (около 170 г.; Никита Давид ошибочно называет его учеником апостола Андрея), председательствовавший в конце II в. на Соборе понтийских епископов по вопросу празднования Пасхи. Епископ Евпсихий принимал участие в первом Вселенском соборе в 325 г. В это время Амастрида была уже в составе Пафлагонии, т.е. в подчинении Ганграм. В V в. известны три епископа Амастриды – Ираклиид и Фемистий, Сатурнелл (около 458 г.), затем епископы Астерий (около 536 г.), Комет (около 680 г.), Зоил (около 691 г.). В 706 г. император Юстиниан II Ринотмет (685–711 гг.) сделал Константинопольским патриархом отшельника Кира, жившего на «амастридском острове» (современный Тавшан-Адасы). В начале IX в. Амастрида получила независимость и вышла из-под юрисдикции Гангрской митрополии благодаря стараниям святителя Георгия (память 21 февраля), самого знаменитого епископа Амастриды. Среди его деяний исследователи отмечают спасение амастридских купцов, несправедливо приговорённых к смерти в Трапезунде, и перенесение в Крым мощей святителя Иоанна Готского, бежавшего в Амастриду из хазарского плена. В IX в. митрополичью кафедру Амастриды занимали Стефан (около 869 г.) и Евдоким (около 879 г.), затем Константин (XI в.), Иоанн (1157–1166 гг.). После захвата Константинополя крестоносцами за власть над архиепископией Амастриды спорили Трапезундская и Никейская империи. Трапезундский полководец Давид I, брат Алексея I Великого Комнина (около 1180/1182 – 1222 гг.), изгнал из Амастриды ставленника Никейского патриарха, о чём упоминает Иоанн Апокавк в письме патриарху Мануилу I (1215–1222 гг.). Неизвестно, когда точно Амастрида получила статус митрополии. Сохранились имена последних митрополитов: Николай (1232 г.), Константин (1278 г.), Каллиник (1350–1351 гг.), Анастасий (1378 г.). Многие постройки византийской Амастриды восходят к античности: городские стены, обе гавани с молом, дорога вдоль побережья. Укрепления построены заново в VII–IX вв. и затем отреставрированы генуэзцами. Из многочисленных церквей в настоящее время известны: три на городище, одна в северо-восточной башне городской стены, две на острове Бозтепе, две напротив острова Тавшан-Адасы (одна на месте античного храма), одна в 3 км от города. Две большие церкви (конец IX в.) были перестроены в мечети: первая (возможно, Паммакаристос) – в Фатих-джами; вторая – в Килисе-джами (сохранились остатки византийской росписи). На острове Тавшан-Адасы сохранились три монастыря, один из них начала XVIII в.



 
PR-CY.ru