АЛЕКСЕЙ III ВЕЛИКИЙ КОМНИН

АЛЕКСЕЙ III ВЕЛИКИЙ КОМНИН (в крещении Иоанн; 1338–1390 гг.) – трапезундский император (с декабря 1349 г.), сын трапезундского императора Василия и Ирины из Трапезунда. Овладел троном при поддержке Константинополя и принял имя Алексея III Великого Комнина. Вступил в брак с Феодорой из рода Кантакузинов. Сумел остановить гражданскую войну (1341–1355 гг.) и борьбу группировок местной знати. Благодаря политике матримониальных союзов с соседними мусульманскими правителями ослабил угрозу со стороны сопредельных тюркских эмиратов. Заключил ряд договоров с Генуей (1363, 1373 гг.) и Венецией (1364, 1367, 1376 гг.), обеспечивших возобновление торговли с ними и восстановление после смут и разрушений итальянских факторий. Был ктитором и дарителем многих церквей и монастырей в Трапезундской империи (Сумела, Вазелон, Феоскепасту и др.) и на Афоне (Дионисиат). Известно несколько портретов Алексея III Великого Комнина. Наиболее сохранившийся – миниатюра на пергаменном хрисовуле императора в монастырь Дионисиат на Афоне, датируемом сентябрём 1374 г. В верхней части свитка изображены стоящие на красном подножии Алексей III Великий Комнин и его супруга Феодора. Император облачён в саккос и лор, который, как и корона, богато украшен драгоценными камнями, в его правой руке крест, в левой – хрисовул, скреплённый красной перевязью и печатью. Императрица держит другой конец свитка. Она облачена в красное, с широкими рукавами, одеяние с орнаментом в виде золотых двуглавых орлов. Хрисовул был издан, когда Алексею III Великому Комнину было около 35 лет, и в портрете, где император представлен с усами и раздвоенной бородой каштанового цвета, передана возрастная характеристика. Головы Алексея III Великого Комнина и Феодоры окружены не обычными золотыми, а красными нимбами, над которыми помещены золотые печати. Вверху, над императорской четой, – погрудный образ благословляющего обеими руками Иоанна Крестителя (в честь которого освящён монастырь). Портрет Алексея III Великого Комнина, почти в точности повторяющий миниатюру на хрисовуле, есть на двусторонней иконе около 1375 г. из того же монастыря: император и его покровитель Иоанн Креститель вместе держат модель основанного Алексеем III Великим Комнином монастыря, над ними – благословляющий Христос; на обороте иконы изображены трапезундские святые Кандий (Канидий), Евгений, Валериан и Акила. Исследователи предполагают, что образ на иконе был создан вскоре после хрисовула, возможно, тем же художником. В монастыре Дионисиат хранится копия хрисовула XVIII в. на бумаге. Портреты Алексея III Великого Комнина и Феодоры, по сообщению польского и австрийского искусствоведа Йозефа Стржиговского (1862–1941 гг.), были представлены на утраченном хрисовуле монастыря Панагии Сумелы близ Трапезунда – копии с оригинала 1364 г., а также на славянском хрисовуле сербского деспота Георгия Бранковича, изданном в сентябре 1429 г. для монастыря Эсфигмену на Афоне. Два несохранившихся изображения Алексея III Великого Комнина, по сведениям К. Тексье, находились в росписях церкви в монастыре Панагии Феоскепасту (известно по копии XIX в.) – между супругой Феодорой и матерью Ириной и на фреске церкви Святой Софии в Трапезунде (существовало ещё в 1836 г.) – в окружении придворных.

 
PR-CY.ru