АНДРЕЕВ Леонид Николаевич - Страница 2

Л.Н. Андрееву были присущи тяготение к решению мировых вопросов и пессимистическое мировоззрение, что в итоге развело его со «знаньевцами». В 1907 г. он стал редактором (до 1909 г.) и автором литературно-художественных альманахов издательства «Шиповник», где печатались также символисты. В творчестве Л.Н. Андреева центральное место занимают философские проблемы человеческого существования, которое изображается как бессмысленная цепь мучений и испытаний; бессмысленны как рождение человека, так и его смерть (пьеса «Жизнь человека», 1906 г.). Через всё его творчество проходят темы одиночества, человеческой разобщённости, а также мотив постоянного присутствия в мире зловещего и таинственного начала. В пьесе «Жизнь человека» враждебное начало олицетворяет Некто в сером, сопровождающий человека от колыбели до могилы. Л.Н. Андреев был последовательным богоборцем, антихристианские мотивы присущи всему его творчеству. В 1903 г. он писал в одном из писем: «Царство человека должно быть на земле» – и называл «враждебными» обращения к Богу. Широкую известность получила повесть «Жизнь Василия Фивейского» (1903 г.), где переосмысливается библейское повествование о праведном Иове Многострадальном. Беды сваливаются на героя рассказа священника Василия одна за другой. Сначала Василий воспринимает испытания как знак избранничества и пытается совершить силой веры чудо – воскресить бедняка, но когда чуда не происходит, он мгновенно утрачивает веру, и его речи приобретают богоборческую направленность и обличают несправедливость миропорядка. Именно бессмысленная несправедливость земной человеческой жизни представлялась Л.Н. Андрееву самым веским доводом против Бога. Он постоянно обращался к библейским сюжетам для создания произведений, имеющих богоборческий характер. Так было в рассказах «Елеазар», где героем избран воскресший Лазарь, и «Иуда Искариот» (1907 г.), где евангельский Иуда, предавший своего Учителя, изображён философом, убеждённым во всесилии зла. «Иуда Искариот» и другие произведения Л.Н. Андреева вызвали активную полемику в церковной печати, среди его критиков были Александр Александрович Бронзов (1858 – 1936/1937 гг.), епископ Георгий (Ярошевский) и др. Антихристианская тема была продолжена Л.Н. Андреевым в трагедии «Анатэма» (1909 г.), где создан образ современного Мефистофеля, высмеивающего тех, кто милосердием пытается заслужить спасение души. В его изображении дьявол предстаёт как бесстрашный искатель истины, жаждущий познания и социальной справедливости. Резкая критика христианской морали звучит и в трагедии «Океан» (1911 г.). В последние годы жизни Л.Н. Андреев работал над романом «Дневник сатаны» (1918–1919 гг.), в котором изображены явление дьявола на землю и изобретение всеразрушающего оружия для покорения мира.



 
PR-CY.ru