АЛЕКСЕЕВ Сергей Алексеевич - Страница 2

С.А. Алексеев не был арестован: он умер 15 мая (по указанию И.М. Андреевского) или 23 мая (по указанию Бориса Андреевича Филиппова). Как философ С.А. Алексеев выступил довольно поздно с книгой «Основные проблемы теории познания» (1900 г.), написанной под влиянием монадологического «панпсихизма» А.А. Козлова. В книге «Алексей Александрович Козлов» (1912 г.) С.А. Алексеев доказывал, что «панпсихизм» А.А. Козлова мог бы стать метафизическим основанием христианского богословия. В статье «В защиту чудесного» (1903–1904 гг.) он опровергал все гносеологические, метафизические и этические аргументы против чудес. С.А. Алексеев различал понятия закономерности (правильность поведения простейших «мёртвых» видов бытия) и причинности (творческая деятельность личностей). Он считал, что чудо не вытекает из законов, но есть высшее причинение, вторгающееся в низшее, а помощь Божья в духовном возрождении человека есть главное чудо. Книга «Мысль и действительность» посвящена критике критицизма. Созидание мира у трансценденталистов происходит в некоем «сознании вообще» (например, в «гносеологическом субъекте» немецкого философа Вильгельма Шуппе (1836–1913 гг.), «родовом сознании» неокантианца Генриха Риккерта и т.п.), т.е. в какой-то вне человека стоящей потенции. Такого рода построения С.А. Алексеев называл «гносеологической метафизикой», а немецко-австрийского философа Германа Когена (1842–1918 гг.) – «тайным метафизиком». Происходит как бы самоотрицание гносеологизма: гносеологизм, претендовавший на отрицание метафизики, приходит к метафизике; гносеологический трансцендентализм превращается в онтологический панлогизм. Согласно С.А. Алексееву, критицизм живёт ценностями логического знания и человеческой нравственности, т.е. ценностями гуманизма, отделяющего человека от Бога, как высшей трансцендентной реальности. Пафос этой философии – борьба с «живым Логосом» и в итоге – атеизм. Критика трансцендентализма (метафизики тайной) призвана расчистить место для метафизики явной, отправным пунктом которой является понятие «индивидуального субъекта», призванного вытеснить обезличенный «гносеологический субъект». В духе «панпсихизма» С.А. Алексеев полагал весь мир состоящим из духовных существ различных степеней совершенства и силы, которые он называл монадами, субстанциями, душами. Логическому познанию С.А. Алексеев противопоставлял познание интуитивное. Интуитивизм (Анри Луи Бергсон, Николай Онуфриевич Лосский и др.) он считал предвестником приближения новой эры познания, когда оно станет символическим.

 



 
PR-CY.ru