АНДРЕЕВ Василий

АНДРЕЕВ Василий (конец XVII в.) – московский гравёр, резных дел мастер, серебряник, медальер. Ученик Афанасия Трухменского; работал в Москве при Оружейной палате, Патриаршем дворе и Печатном дворе. Гравировал с рисунков Симона Фёдоровича Ушакова (1626–1686 гг.) и западноевропейских образцов. Его работы использовались в качестве иллюстраций в рукописных, печатных и цельногравированных книгах. Известны подписные гравюры Василия Андреева: изображение преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (1686 г.); серия листов с Успением, Погребением и Взятием на небо Богородицы; двойной лист с иконой Божьей Матери «Знамение» и молитвой архангелу Михаилу; лист из Синодика «Зерцало грешнаго»; образ Николая Чудотворца и др. (по указанию Дмитрия Александровича Ровинского, 28 гравюр). В начале 1680 гг. (вероятно, в 1682 г.) вырезал на меди гравюру «Плоды страданий Христовых». Сложная композиция гравюры и её литературная программа, изложенная в стихотворных надписях, составленных Сильвестром (Медведевым), в аллегорической форме представляют искупительную жертву Спасителя. Гравюра была включена в качестве иллюстрации в сочинение Симеона Полоцкого «Венец Веры»; послужила образцом для икон, создававшихся в конце XVII – XIX в. в Северной и Центральной России: «Плоды страданий Христовых», 1689 г. (Архангельский музей), вторая половина XVIII в. (музей Ростовского кремля), конец XVIII в. (Ярославский музей), а также для настенных росписей конца XVII – первой половины XVIII в. в церквах Костромы и Ярославля. В 1689 г. гравюра была скопирована в Соловецком монастыре Саввой Никифоровым и отпечатана для продажи богомольцам, а также воспроизведена на иконе и окладе напрестольного Евангелия. Известно несколько подписных серебряных предметов, которые Василий Андреев украшал резными изображениями: стакан (конец XVII в., музей Московского Кремля; высота 21 см) с тремя сюжетами в обрамлении по мотивам гравюр Библии Пискариота; потир (1696 г., музей Московского Кремля), вложенный князем Яковом Ивановичем Лобановым-Ростовским (1760–1831 гг.) в церковь Спаса в подмосковном селе Акатове; кружка с многофигурными библейскими сюжетами в картушах (конец XVII в., Исторический музей; размер 21,2х17,4 см). В 1696 г. Василий Андреев принимал участие как резчик в изготовлении золотого напрестольного креста для Успенского собора в Ростове (в XIX в. хранился в ризнице Ярославского в честь Преображения Господня монастыря). В августе 1697 г. по указу патриарха Адриана (1690–1700 гг.) вырезал двойную печать с датой – 1698 г., «которой печатают архиерейские, и игуменские, и протопопские настольные, и поповские, и диаконовские ставленные грамоты». На одной стороне выгравирован контррельефный образ Успения Богородицы, вокруг надпись: «Печать дому Святейшаго Патриарха первопрестольныя церкви Оуспения Пресвятыя Бцы»; на другой стороне – две благословляющие руки, вверху крест с сиянием, надписи: «Господь благословит люди Своя миром и Царство Небесное оным дарует»; «7206 (1698) сие вообразис». Василий Андреев выполнил два пробных железных матричных штампа (аверс и реверс) с изображением Петра I Алексеевича в бармах, со скипетром и державой, для чеканки серебряной полтины 1699 г.

 
PR-CY.ru