APOPHTHEGMATA PATRUM

APOPHTHEGMATA PATRUM («Изречения египетских отцов», «Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов») – агиографический памятник IV–VI вв., представляющий собой сборник рассказов и назидательных поучений египетских монахов, главным образом, подвижников Скита (кроме этого в «Apophtegmata patruv» есть изречения отцов из Синая и Палестины). Жанр апофтегм либо восходит к ближневосточной традиции поучений и книг премудрости, либо является продолжением античной традиции коротких нравоучительных рассказов или «метких словечек». Несмотря на эту жанровую близость, «Apophtegmata patruv» принадлежат целиком христианской аскетике, являясь уникальным свидетельством о духовном мире египетских подвижников. Материал «Apophtegmata patruv» достаточно разнообразен: сюда входят краткие высказывания известных подвижников, ответы аввы на вопросы ученика, развёрнутый рассказ с кратким назидательным поучением в конце и т.д. «Apophtegmata patruv» отличаются простотой и безыскусственностью стиля, ясностью мысли и глубиной духовного опыта. Вопросы догматического характера (например, учение о Святой Троице, христологические вопросы и т.д.) в них затрагиваются редко, основной акцент ставится на нравственно-аскетических проблемах. «Apophtegmata patruv» сохранились на греческом и латинском языках, а также на многих языках христианского Востока: коптском, сирийском, грузинском, армянском, арабском, эфиопском (геэз) и др. Исследование разных типов «Apophtegmata patruv» представляет собой сложную проблему, поскольку их состав, по всей видимости, изменялся неоднократно при редактировании, копировании и переводе, и многие важные звенья этого процесса оказались утрачены. Когда, где и на каком языке (коптском или греческом) были первоначально письменно зафиксированы «Apophtegmata patruv», однозначно не установлено. Для исследователей представляется несомненным, что складывание изначально передаваемых устно рассказов и изречений известных подвижников в большой корпус было продолжительным по времени и прошло несколько стадий. Французский исследователь Ж.К. Ги, изучавший греческий корпус «Apophtegmata patruv», предполагает следующую схему их эволюции: сначала из разрозненных рассказов формировались устные собрания, которые затем фиксировались письменно; после этого возникали большие письменные сборники, отражающие два основных типа собраний (алфавитно-анонимный и систематический), а на последнем этапе уже происходили отклонения от этих «классических» типов. Существуют и другие гипотезы. М. Двали, исследовавшая грузинский корпус «Apophtegmata patruv», предполагает, что ещё до создания двух основных типов существовала исходная промежуточная форма, и разные редакторы разрабатывали этот «диффузный фонд» с разных точек зрения, чем и объясняются многие несовпадения между алфавитно-анонимным и систематическим типами. Местом первоначального складывания «Apophtegmata patruv», безусловно, был Египет. Однако Ж.К. Ги предполагает, что окончательная редакция основных типов греческого корпуса «Apophtegmata patruv» сложилась в Палестине в 480–490 гг.

 



 
PR-CY.ru