АРСЕНИЙ I - Страница 3

Древнейшая служба Арсению I, написанная, вероятно, вскоре после его кончины в связи с обретением мощей, сохранилась фрагментарно, в объёме девятой песни канона, на листах из сербской Минеи служебной на октябрь второй четверти XIV в., приплетённых к Евангелию тетр (другие списки в настоящее время неизвестны). В сербской рукописной и печатной традиции, начиная со второй четверти XIV в., распространена служба Арсению I, автором которой исследователи считают архиепископа Даниила II (1324–1337 гг.). Древнейший датированный список 1342 г. находился в Оливеровой Минее из старого собрания Народной библиотеки Сербии в Белграде, сгоревшей в результате фашистской бомбардировки в 1941 г. (ныне старшим полным является, вероятно, список в составе Минеи служебной октябрьской 1388 г.). Служба Арсению I обозначается как бденная, входит во все издания «Сербляка», начиная с рымникского (1761 г.). В списке середины XIX в. (не ранее 1854 г.) известны акафист и похвала Арсению I (Черногория, монастырь Святой Троицы близ Плевли). Известны прижизненные живописные изображения Арсения I. Древнейшее находится в притворе короля Радослава в Студенице (около 1235 г.). Святитель представлен в рост, в архиерейском облачении (белой фелони и омофоре), в левой руке – Евангелие (вместе с Саввой I). Изображение Арсения I (седобородого старца в полиставрии) находится также в жертвеннике собора св. Апостолов в Пече (около 1260 г.), в символическом изображении протесиса (проскомидии), где святитель помещён слева (в руке потир), св. Савва написан справа. В композиции протесиса Арсений I также изображён: в притворе великомученика Георгия и Святой Троицы монастыря Сопочаны (1342–1345 гг.) – с архиепископом Саввой и в алтаре параклиса великомученика Димитрия в притворе церкви Христа Пантократора монастыря Дечаны (1350 г.). В росписях притвора Арсения I в Пече (около 1337 г.) по повелению архиепископа Даниила были изображены сцены Жития: поставление Арсения I во диакона св. Саввой, во священника (изображения не сохранились, уцелели лишь надписи), во архиепископа и успение Арсения I. На иконографию фресок оказала влияние иконография Жития Николая Мирликийского; мастер опирался также на текст Жития Арсения I, написанного Даниилом. Между серединой XV и серединой XVI в. образ Арсения I в сербской живописи не встречается. Многочисленные изображения Арсения I вновь появляются после восстановления Печского патриархата: во фресках припраты собора в Пече (1561 г.), в диаконнике Студеницы (1568 г.), в припрате Грачаницы (1570 г.) и в других позднейших росписях. Его образ (вместе с Иоанном Предтечей и архиепископом Саввой I) встречается также на иконе конца XVII в. (Церковный музей в Белграде) и на миниатюре архиерейского Чиновника рубежа XVII–XVIII вв. (Университетская библиотека в Белграде). С XVIII в. известны гравированные изображения Арсения I, старшее в «Стематографии» Христофора Жефаровича (1747 г.); святитель изображён на одном листе с архиепископом Саввой II, в руках раскрытая книга, оба в митрах. Описание изображения Арсения I содержится в русских иконописных подлинниках. В подлиннике Сергея Тихоновича Большакова (XVIII в.) под 28 октября сказано: «Брадою и власы аки апостол Андрей, риза святительская, амфор (омофор) и Евангелие, на главе шапка, испод дымчат».



 
PR-CY.ru