АНЗЕРСКИЙ ЕЛЕАЗАРОВ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ СКИТ - Страница 4

В местности Кирилловская тоня в 1920–1930 гг. была устроена «командировка» по рыбной ловле, заготовке плавника (плавучих брёвен), сбору водорослей. Построенная здесь в XIX в. часовня использовалась под жильё для заключённых. Поблизости были сооружены электростанция, склады, ледник для рыбы. В пункте пушхоза Старые Городки разводили песцов, которые расплодились в таком количестве, что нападали на людей. Песцы нередко кормились трупами, которые остались не захороненными у основания горы Голгофы. Дорогостоящие меховые изделия из соловецких песцов предназначались, в основном, для международных аукционов и ярмарок. Неподалёку от Старых Городков в местности Новые Городки находились жилые помещения СЛОН. В районе знаменитых древних лабиринтов лесотундровой части Анзерского острова в 1920 гг. была вырыта землянка УСЛОН, служившая, очевидно, одной из «командировок» по заготовке плавника. В плотницкой избе, монастырском строении XIX в., в 1920–1930 гг. жили заключённые – сборщики плавника. Здесь возвышался большой поклонный крест, испещрённый надписями заключённых. В 1,5 км от Анзерского Елеазарова скита находился источник, снабжавший питьевой водой скит и Троицкую спасательную станцию. У источника стояла часовня, на стенах которой ещё в 1980 гг. сохранялись многочисленные надписи, сделанные заключёнными, которые возили отсюда воду. На кресте и стенах часовни оставляли сообщения для заключённых, прибывавших с других островов, и для тех, кто отбывал на материк. Исследователями не установлено, какое количество священнослужителей побывало в заключении на Анзерском острове, и сколько из них здесь скончалось. Священномученик Иларион (Троицкий) называет «анзерским выходцем» священномученика Дамаскина (Цедрика), находившегося на Анзере в 1929–1933 гг. В числе соловецких узников был и последний наместник московского Симонова монастыря игумен Антонин (Чубаров), погибший на Анзерском острове в 1925 или 1926 г. В 1950–1980 гг. старинные скотные дворы, пастбища и сенокосы скита использовались колхозом «Беломор». С 1976 г. постройки скита находятся в ведении Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника. В начале 1990 гг. по инициативе наместника Соловецкого монастыря архимандрита Иосифа (Братищева) и музея-заповедника в скиту были начаты реставрационно-восстановительные работы, вскоре прекращённые из-за недостатка средств; скит продолжает разрушаться, рухнула колокольня. К 2001 г. сохранился Троицкий храм, примыкающие к нему трапезные палаты, келейный корпус и деревянный Млечный корпус, входивший в комплекс построек монастырской фермы. В настоящее время церковь и келейный корпус требуют восстановления. С 2000 г. скит находится на попечении ТСЛ. Лит.: Досифей (Немчинов), архимандрит. Географическое, историческое и статистическое описание ставропигиального Соловецкого монастыря. М., 1836; Сырцов И. Преподобный Елеазар, положивший начало житию на Анзерском острове и основавший Анзерский скит // Архангельские ГВ. 1867. №74, 76, 77; История первоклассного ставропигиального Соловецкого монастыря. СПб., 1899; Зарубин Н.Н. Очерки по истории библиотечного дела в Древней Руси // Сб. Российской Публичной библиотеки. Петроград, 1924. Т. 2. Вып. 1; Зайцев И.М. Соловки: Коммунистическая каторга, или Место пыток и смерти. Шанхай, 1931; Розанов М.М. Соловецкий концлагерь в монастыре: 1922–1939 гг.: В 3 кн. Франкфурт-на-Майне, 1979–1987; Архитектурно-художественные памятники Соловецких островов. М., 1980; Скопин В.В. На Соловецких островах. М., 1990; Резникова И. Православие на Соловках: Материалы по истории Соловецкого лагеря. СПб., 1994. (Исторические сборники; Вып. 2).



 
PR-CY.ru