АМБРОЗИАСТЕР - Страница 5

Утверждая принцип наследования греха Адама, Амброзиастер подходит к вопросу о происхождении души. Здесь он отвергает принцип традукционализма (рождение души ребёнка от душ родителей), характерный для учения Григория Нисского (331/335 – около 394 гг.), и склоняется к признанию творения каждой души Богом. Таким образом, Амброзиастер подчёркивает наследование греха только плотью, в то время как сотворённая Богом душа в принципе свободна от него. Этот тезис служит автору аргументом в его стремлении утвердить свободу воли и играет важную роль в его сотериологии. В учении Амброзиастера о спасении ярко выражен «юридический» подход. Явление Бога в мир, Его смерть и страдания были необходимы, чтобы искупить человека из власти дьявола. Христос явился в мир как проповедник истинного Богопознания и отпущения грехов, за что дьявол, не познавший в нём Божества, умертвил его. Но Христос был безгрешен, а значит, не подлежал смерти, этому следствию греха. Убив Христа, дьявол нарушил закон греха, по которому он держал человека в своей власти, и тем самым потерял эту власть. Своей смертью Христос победил смерть и грех, Своей искупительной жертвой вернул грешного человека Богу: «Как один Адам (ибо и Ева одно с Адамом) согрешил за всех, так и Христос Сын Божий один за всех победил грех». Благодать Христова проникла до самых глубин преисподней. При нисхождении Спасителя во ад Его благодать излилась не только на праведников, но и на грешников, по примеру Адама отклонявшихся от истинного пути. Телесная смерть осталась в мире, но для уверовавших во Христа она побеждается Божьим обетованием и надеждой воскресения, и ад уже не властен над принявшими святое Крещение. Как все потомки Адама принимают на себя печать греха, ведущую к смерти, так христиане при Крещении принимают печать Креста Господня, которая ведёт к победе над смертью. Исходя из этого, Амброзиастер (подобно другим учителям церкви IV в.) настаивает на крещении младенцев. Всякий, кто не принял таинства Крещения, даже если не имеет личных грехов, подобно ветхозаветным праведникам, обрекается на пребывание в преисподней. Правда, он не ввергается в геенну, как грешники, но помещается в некой верхней части ада, которую Амброзиастер называет «упокоением» (refrigerium). Вместе с тем он указывает, что состояние, в котором ныне находятся христиане, несколько превосходит то, в котором находился первый Адам, поскольку они получили через Христа дар Святого Духа и божественную помощь в устремлении человеческой воли к благу. Амброзиастер последовательно отстаивает свободу воли человека во всей полноте. В основе его толкования Священного Писания лежит оригеновский принцип, согласно которому в Библии нет противоречий и двусмысленности. Они могут возникать только по вине ложных толкований, авторы которых относятся к богодухновенному тексту без должного рвения и благоговения. При подобающем усердии и Божьей помощи можно разрешить все кажущиеся противоречия четырёх Евангелий. При этом Амброзиастер склонен усматривать особый мистический смысл не только в тексте, но и в расположении Евангелий и их числе, аналогичном четырём временам года (Евангелия при всём различии образуют гармоничное единство). Он использует все экзегетические традиции ранней церкви (раннелатинскую, антиохийскую, позднеалександрийскую), возможно, он был знаком также с экзегезой Ефрема Сирина (около 306 – 373 гг.). Однако Амброзиастер отдаёт предпочтение типологическому толкованию Священного Писания, выявлению его буквального и нравственного смысла, и скептически относится к «духовному» аллегорическому пониманию Священного Писания в духе Оригена.

 



 
PR-CY.ru