АМБРОЗИАСТЕР - Страница 3

Амброзиастер сохраняет связь с латинской апологетической традицией (Тертуллиан, Киприан Карфагенский). В «Вопросах Ветхого и Нового Завета» автор защищает христианскую веру от нападок язычников и иудеев, отвергает обвинение христианства в отсутствии древних корней и христиан – в невежестве, указывая на многих учёных и знатных людей, принявших христианскую веру. Язычники требуют от христиан чудес, но разве им недостаточно, говорит Амброзиастер, чудес, явленных Богом в Писании? В свою очередь, он переходит к обличению языческих культов и языческого фатализма, который нашёл выражение в астрологии. Впрочем, автор признает за язычниками способность к естественной справедливости и стремление к познанию и почитанию божества. Защищая христианство от обвинений язычников, Амброзиастер, по-видимому, пользовался каким-то антихристианским памфлетом, либо написанным императором Юлианом Отступником (как полагает Ф. Кюмо), либо произведением Порфирия «Против христиан» (П. Курсель). Знание Амброзиастером античной философии довольно поверхностно, он не видит особой ценности языческой науки для христиан, по его мнению, она может лишь ввести в заблуждение. Против иудеев он выставляет пророчества Ветхого Завета о Христе. Он считает, что иудеи, несомненно, имеют преимущество перед язычниками хотя бы потому, что они первыми познали необходимость веры в единого Бога для своего спасения. Однако именно отсутствие веры во Христа и Его Евангелие привели их к потере Божьих обетований и самого Закона, поскольку Христос был распят «не по законам, а единственно по упорной злобе иудеев». В комментарии на второе послание к Римлянам Амброзиастер развивает учение апостола Павла о том, что Закон служит для познания греховности, но недостаточен для спасения. Потому апостол и предостерегал христиан от иудейских обычаев. Обетование, данное некогда иудеям, теперь перешло на христиан, ибо «ныне уже мы иудеи, из-за Иуды, от которого Христос произошёл по плоти». Амброзиастер не пытается осветить догматические вопросы систематически, но его многочисленные полемические выпады против еретиков (Ария, Савеллия, Фотина Сирмийского и проч.) дают исследователям возможность составить целостное представление о взглядах автора. Его тринитарное учение всецело православное (кафолическое): Лица Святой Троицы равны и единосущны (consubstantivi), вместе с тем чётко различаются Лица Отца, Который не рождён, Сына, Который рождён, и Духа Святого (учение о Святом Духе у Амброзиастеруа разработано слабо). Автор говорит и об особом проявлении каждого из Лиц Святой Троицы: Отец проявляется как Творец всего, Сын как Искупитель (redemptor), однако это не различные проявления одного и того же Божественного Лица, но три Лица единого Божества: Бог – един (unus), но не «единоличный» (singularis). Рождение Сына предшествовало всякой вещи и было предвечно, Творец рождает Сына (Слово) и творит Им мир; Сын отождествляется и с Премудростью Божьей. Амброзиастер настаивает на полноте как Божества, так и человечества во Христе, на что, по его мнению, довольно чётко указывает родословие Спасителя (Лк. 3:23–38): «Сын Иосифов... Адамов, Божий». Христос воспринял и плоть, и душу человеческую, что было необходимо для домостроительства спасения.

 



 
PR-CY.ru