АШОТ I ВЕЛИКИЙ

АШОТ I ВЕЛИКИЙ (Багратиони; ум. в 826 или 829 г.) – святой благоверный царь (память 29 янв.) Грузинской православной церкви, эрисмтавар Картли (конец VIII в. – около 809 г.), куропалат Тао-Кларджети (возможно, с 809 г.) и основатель династии Багратиони в Тао-Кларджети. О происхождении Ашота I Великого существует две версии. Первая опирается на свидетельство армянского историка X в. Вардана Великого, согласно которому Ашот I Великий – внук Васака и сын князя Адарнасе из рода Багратидов армянской ветви. Согласно второй, Ашот I Великий – прямой потомок картлийского эрисмтавара Гуарама Куропалата (вторая половина VI в.) из рода грузинских Багратидов. В конце VIII в. – начале IX в. Ашот I Великий находился на службе у арабов, получил от них Картлийское эрисмтаварство и распространил свою власть на центральные районы Грузии, стремясь освободить их население от арабской зависимости. Местом его пребывания были Бардави (Партав, современный Азербайджан), Тбилиси и области вокруг них. Однако он был вынужден бежать в Кларджети, на родину грузинских Багратидов, находившуюся под властью Византии. Ашот I Великий намеревался с помощью Византии сформировать здесь мощный форпост в борьбе против арабов. Его резиденцией был Артануджи, где он обновил городскую крепость, возведённую ещё царём Вахтангом Горгасали (V–VI вв.), отстроил город, дворец, придворный храм во имя апостолов Петра и Павла. Постепенно власть Ашота I Великого распространилась на всю Юго-Западную Грузию; часть земель он занял с помощью своего отряда, часть скупил. В результате в состав Кларджетского куропалатства вошли провинции Шавшети, Кларджети, Нигали, Аджара, Тао, Самцхе, Джавахети, Артаани, Спети. В начале IX в., воспользовавшись ослаблением Арабского халифата, Ашот I Великий захватил часть Шида-Картли и стал владельцем земель «от Кларджети до Ксани» (Сумбат Давитисдзе неправильно считает, что граница его земель доходила до Бардави). Ашот I Великий много сделал для духовного просвещения своего края. По его приглашению Григорий Хандзойский был принят с большими почестями во дворце куропалата. Пишут, что приветствуя его, Ашот I Великий поднялся с трона и стоя испросил благословение для своего дома и семьи, что святой и исполнил. Из того же источника исследователям известно, что Ашот I Великий пожертвовал монастырю Хандзта «хорошие места», в том числе местность Шатберди с пахотной землёй. В надписи в монастыре Опиза говорится, что он был строителем этого монастыря; там же сохранилось его барельефное изображение. Обстоятельства смерти Ашота I Великого источники передают по-разному. Сумбат Давитисдзе (XI в.) пишет, что царь собирал отряд в местности Долискана, чтобы отразить нападение арабов. Догадавшись, что его собираются убить, царь бежал в Артануджи, но преследователи настигли его в церкви апостолов Петра и Павла и закололи мечом пред алтарём. По другим сведениям, царя убили арабы в церкви в Гардабани на юго-востоке Грузии. Николоз Бердзенишвили (1895–1965 гг.), проанализировав эти данные, считал, что убийцами Ашота I Великого были азнауры из левобережья реки Чорохи, недовольные чрезмерным усилением власти царя. Григорий Хандзойский, возвратившись из Константинополя, с большой скорбью оплакивал Ашота I Великого, называя его «могущественнейшим из царей», «крепостью Церквей», «оградой христиан» и т.д. Похоронен Ашот I Великий в придворной церкви апостолов Петра и Павла в Артануджи. Его могила упоминается среди имущества Светицховели. Время и место его канонизации неизвестны. В богослужебных книгах, а также в агиографиях католикосов-патриархов Грузии Виссариона (Бараташвили-Орбелишвила) и Антония I (Багратиони) имя Ашота I Великого не упоминается вплоть до конца XVIII в. Исследователи полагают, что оно было внесено в календарь без канонизации вместе с ещё некоторыми именами в 1960 гг. при католикосе-патриархе Грузии Ефреме II (Сидамонидзе; 1960–1972 гг.).

 
PR-CY.ru