АНТОНИЙ I

АНТОНИЙ I (Багратиони Теймураз; 1720–1788 гг.) – католикос-патриарх Восточной Грузии (1744–1755, 1764–1788 гг.), видный государственный и церковный деятель, дипломат, писатель, философ, историк, грамматик. Царевич, сын Картлийского царя Иессея (1714–1716, 1724–1727 гг.) и Елены, дочери царя Ираклия I (кахетинская ветвь Багратиони), племянник царя Вахтанга VI Законоположителя (1711–1714, 1716–1724 гг.). Воспитывался в г. Телави вместе с двоюродным братом со стороны матери, будущим царём Ираклием II (1720–1798 гг.). Изучал Священное Писание, греческий, татарский и персидский языки, светские науки. На формирование личности Антония оказали большое влияние его восприемник архимандрит монастыря Давидгареджи Спиридон и Памфилийский епископ Парфений. В 15 лет Антоний обручился с дочерью влиятельного политического деятеля Гиви Амилахвари, однако иранский полководец Тамаз-хан, захвативший в 1735 г. Тбилиси, отобрал у него невесту. Антоний поступил в монастырь Давидгареджи, в 1738 г. переехал в Западную Грузию и в монастыре Гелати Абхазо-Имеретинским католикосом-патриархом Григорием II (1696–1742 гг.) был пострижен в монашество. В 1739 г. Антоний – игумен Гелатского монастыря, в 1740 г. хиротонисан во епископа Кутаисского (1740–1742 гг.) и возведён в сан митрополита, в 1743–1744 гг. вернулся в Давидгареджи. В 1744 г. Антоний был избран католикосом-патриархом Восточной Грузии, что имело важный политический аспект, – это событие совпало с воцарением Теймураза II Багратиони (1700–1762 гг.) в Картли и его сына Ираклия II в Кахети. После длительного периода оккупации Восточной Грузии османами (1723–1735 гг.), затем персами (1735–1744 гг.) Теймураз II и Ираклий II начали государственную деятельность с проведения ряда реформ в области военного дела, судопроизводства, в сфере экономики и т.д., подготавливая почву для воссоединения Картли и Кахети (что совершилось в 1762 г., после смерти Теймураза II). Будучи сподвижником Ираклия II, Антоний I поддерживал начинания дяди и двоюродного брата, принимая активное участие в осуществлении преобразований в сферах церковного управления, образования и экономики. Во время его патриаршества увеличилось количество духовных школ и училищ, был упорядочен чин богослужения, восстановлены деревни, принадлежавшие храму Светицховели. Антоний I внимательно изучал труды армянских и латинских богословов, общался и полемизировал с монахами-капуцинами, стремясь с их помощью привлечь иностранный капитал для оздоровления грузинской экономики. Его лояльность к иностранным миссионерам преследовала и другую цель: Антоний I хотел использовать богатый научный опыт католиков в деле образования грузинской молодёжи. Но Теймураз II изгнал латинян из пределов Грузии, а противники Антония I под руководством царского духовника Захарии Габашвили обвинили католикоса-патриарха в отклонении от православной веры. 16 декабря 1755 г. состоялся поместный Собор Грузинской церкви, провозгласивший Антония I еретиком и лишивший его сана католикоса-патриарха и права совершать богослужения. Его преемником был избран архиепископ Руисский Иосиф. После 18 месяцев заточения Антонию I позволили выехать в Россию, где проживали его родственники – наследники царя Вахтанга VI. 16 марта 1757 г. Антоний I предстал перед судом Святейшего Синода Русской православной церкви и был оправдан. 23 ноября 1757 г. указом императрицы Елизаветы Петровны его назначили архиепископом «не в дальности от Москвы», на Владимирскую и Яропольскую кафедру Русской церкви. Антоний I активно изучал русский и церковнославянский языки, сблизился со многими иерархами Русской церкви. Ираклий II, ставший после смерти Теймураза II царём объединённых Картли и Кахети, вызвал Антония I из России, и 20 марта 1763 г. он прибыл на родину. На созванном в 1764 г. Соборе Грузинской церкви Антоний I был восстановлен в сане католикоса-патриарха Восточной Грузии.

 



 
PR-CY.ru