АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич

АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич (1937–2004 гг.) – русский советский филолог, культуролог, историк культуры (в том числе христианской), философ, литературовед, библеист, крупный специалист в области изучения истории античной и средневековой литературы, поэтики, философии и культуры, русской и европейской литературы и философии культуры ХIХ–ХХ вв., поэзии Серебряного века, переводчик, поэт, лектор, член Союза писателей СССР (1985 г.), русского ПЕН-центра (1995 г.), председатель Российского библейского общества (с 1990 г.), международного Мандельштамовского общества (с 1991 г.), президент Ассоциации культурологов, член Папской академии общественных наук. Родился в Москве, в профессорской семье (и отец, и мать были биологами), поздним ребёнком. В 1961 г. окончил классическое отделение филологического факультета МГУ, где в 1967 г. по теме «Плутарх и античная биография: К вопросу о месте классика жанра в истории жанра» защитил кандидатскую диссертацию (отмеченная премией Ленинского комсомола в 1968 г., она была опубликована в 1973 г.). На время работы в 1965–1971 гг. в Институте истории искусств в Козицком переулке пришлись такие работы как «Культурология Иоганна Хёйзинги» (1969 г.), серия блестящих и новаторских статей для четвёртого и пятого томов «Философской энциклопедии» (1967 и 1970 гг.). Среди них «Новый Завет», «Теизм», «Теократия», «Христианство», «Эсхатология» и др. В 1971–1991 гг. С.С. Аверинцев работал в Институте мировой литературы АН СССР, где в течение ряда лет заведовал отделом античной литературы. В этот период были написаны монографии «Поэтика ранневизантийской литературы» (1977 г., переиздана в 1997 г.) и «Проблемы литературной теории в Византии и латинском средневековье» (1986 г.), главы в коллективных трудах по истории Византии, «Истории всемирной литературы», концептуальные статьи «К истолкованию символики мифа об Эдипе» (1972 г.), «На перекрёстке литературных традиций» (1973 г.), «Судьбы европейской традиции в эпоху перехода от античности к средневековью» (1976 г.), «Поэтика ранневизантийской литературы» (1977 г.), «Культура Византии IV – первой половины VII века» (1984 г.), «От берегов Босфора до берегов Евфрата» (1987 г.), «Бахтин. Смех. Христианская культура» (1988 г.), «Попытки объясниться: беседы о культуре» (1988 г.), «Византия и Русь: два типа духовности» (1988 г.), «"Морфология культуры" Освальда Шпенглера» (1991 г.), «Культура и религия» (1991 г.), «Христианство и культура в Европе» (1992 г.) и др. В его статьях исследователей поражали не только широта и энциклопедизм знаний, но и сам их тон и непривычный для таких тем свободный, художественный стиль. Не прерывалась и работа над энциклопедическими изданиями, причём и здесь многие статьи С.С. Аверинцева (как бы вопреки жанру) носили характер не традиционных сухих и суммирующих сводок, а оригинальных историко-литературных и теоретических открытий (как, например, статья «Филология» в Краткой литературной энциклопедии или статьи «Архетипы» и «Христианство» в энциклопедии «Мифы народов мира»). В 1981 г. книга «Поэтика ранневизантийской литературы» была защищена в качестве докторской диссертации, однако выход на Западе в том же году сборника статей «Религия и литература» никак не прибавил учёному любви начальства. В это же 20-летие обозначился его глубокий исследовательский интерес к русской поэзии, отразившийся в серии статей и подготовке изданий Вячеслава Иванова (1978 г.), Гавриила Державина (1985 г.) и Василия Жуковского (1985 г.). Концом 1980 гг. датируется и начало систематических занятий творчеством Осипа Мандельштама, также воплотившееся в знаковое издание – «чёрный» худлитовский двухтомник (1990 г.).

 



 
PR-CY.ru