АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР Московского Кремля - Страница 4

В описи XVII в. Архангельского собора сообщалось, что образ является копией, сделанной по указу царя Фёдора Алексеевича (1676–1682 гг.) мастерами Оружейной палаты с находившейся в соборе древней иконы. По преданию, икона была привезена в Москву Софией Витовтовной, супругой великого князя Василия I Дмитриевича (1389–1425 гг.). Предание возникло как интерпретация записи в Троицкой летописи за 1398 год о привозе Софией Витовтовной из Смоленска многих древних икон, присланных из Константинополя, и вошло во все печатные издания XIX – начала XX вв. о чудотворных иконах Божьей Матери. В Клинцовском иконописном подлиннике (XVIII в.) содержится указание, что икона была привезена из Литвы Софьей Палеолог, супругой великого князя Московского Ивана III Васильевича (1462–1505 гг.). Образ «Благодатное Небо» был исполнен царскими иконописцами при создании нового иконостаса в 1678–1680 гг. Через год для него был изготовлен серебряный чеканный оклад с надписанием (как и на иконе) текста богородична (украден в 1812 г.). Новый оклад был сделан в 1815 г., в 1916 г. его заменили серебряной ризой и накладными серебряными херувимами на полях (не сохранились). Богородица на иконе представлена в рост с Младенцем Христом на руках в окружении ярко-красного сияния. Первоначально под ногами Богоматери было изображение лунного серпа. Образ восходит к изображениям, иллюстрирующим слова Откровения Иоанна Богослова: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами её луна.… И родила она Младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным...» (Откр. 12:1–5). Иконографический прототип возник в Германии в XV в. и получил распространение в западном искусстве. В XVII в. из Польши через Украину, Белоруссию и Литву подобные изображения попали в Россию. Небольшого размера копия с этого образа помещалась на укреплённом на левой колонке иконостаса деревянном резном позолоченном клейме. Близкое иконе Архангельского собора изображение Богоматери было исполнено в 1682 г. царским изографом Василием Познанским для церкви Распятия Христова Большого Кремлёвского дворца. Вариантами этой иконографии являются Виленская икона Божьей Матери, образ «Жена, облечённая в солнце», а также многочисленные изображения Богоматери в росписях ярославских храмов конца XVII – начала XVIII вв. Во второй половине XIX – начале XX в. празднование иконе было дважды: 6 марта и в Неделю Всех святых. По пятницам после литургии перед ней совершался молебен с акафистом и водоосвящением. Множество богомольцев приносили к образу лампады, свечи и масло. Верующие говорят, что известны случаи исцеления от иконы, в том числе одной лютеранки, о которой в течение шести недель усердно молилась её гувернантка. Архангельский собор пострадал во время Отечественной войны 1812 г. – во время захвата французами Москвы в алтаре была устроена походная кухня для Наполеона и склад провианта. В 1917 г. собор был повреждён при обстреле Кремля и в 1918  г. закрыт. В 1929 г. после сноса в Кремле Вознесенского монастыря, где была усыпальница цариц и великих княжон, в подклет Архангельского собора перенесли их останки. С 1955 г. в Архангельском соборе работает музей. В 1970 гг. была сделана внешняя реставрация собора. В 1988 г. Поместный собор Русской православной церкви причислил Дмитрия Донского к лику святых, а 28 мая 1991 г. патриарх Алексий II (1990–2008 гг.) провёл богослужение над мощами благоверного князя Димитрия. Среди святынь храма мощи князя Димитрия Донского, князя Михаила Всеволодовича Черниговского, царевича Димитрия. Главный престол храма освящён в честь Архангела Михаила, южный – в честь Зачатия Иоанна Предтечи, северный – в честь мученика Уара, западный – в честь Покрова Пресвятой Богородицы.



 
PR-CY.ru